Исторический детектив: теория
Добавлено: 02 авг 2013, 13:48
Давайте поговорим об историческом детективе. На мой взгляд, это один из самых «размытых» поджанров детективной беллетристики. Ну что может быть общего между «Имя Розы» Умберто Эко и «Все тот же страх» Д.Д Карра, произведениями Э. Питерса о монахе Кадфаэле и, к примеру, серией Энн Перри об инспекторе Питте? Или же совсем «свежий» пример: что общего в цикле об Уивере Д. Лисса и рассказами о судье Ди Роберта Ван Гулика.
Википедия дает, мне так кажется, очень упрощенное толкование исторического детектива
Разве «Огонь, гори» ДДК исторический детектив? Неужели только тот факт, что главный герой (оставим в стороне то, что главный герой, каким-то чудесным образом попадает в Лондон 1829 года) расследует преступление во времена становления Скотленд-Ярда, достаточно? Разве эпизодическое появление реальной исторической личности Роберта Пиля уже дает основание считать произведение историческим детективом?
К сожалению, роман ДДК «Убийство сэра Эдмунда Годфри» не переведен. Но по аннотациям видно, что основа произведения - это попытка с точки зрения современного человека разгадать тайну убийства, которое произошло в действительности. Это опять же с учетом, что я его не читал, наверное, все-таки исторический детектив. Или нет?
Или возьмем популярную серию Ван Гулика. Известно, что существовал реальный прототип судьи Ди. Сам писатель - известный востоковед и хорошо знал материал. На страницах цикла перед нами предстает уклад жизни древнего Китая. И далеко не факт, что описываемые события имели место быть. Даже можно сказать с уверенностью, что их не было. Но! Несмотря на отсутствие этих конкретных событий, произведения цикла - исторические.
То же можно сказать и о произведениях Энн Перри. Не реально существовавшие герои, не фактические события, а «сцена действия» дает возможность причислять ее произведения о Питте к поджанру «исторический детектив».
А Дэвид Лисс. В основу всех трех произведений об Уивере положены реальные факты. Первый – становление рынка акций, второй – выборы в 1722 году. Правда, третий роман не совсем с точки зрения реальности. И хотя общепринято считать эти произведения написанными в жанре «исторического детектива», они, ИМХО, ими не являются.
Хм! С удивлением прочитал в Википедии, что «В заколдованном лесу» Буало-Нарсежака - исторический детектив. Это с какого такого перепугу такой вывод!?
Можно привести еще несколько примеров. Перес Реверте «Осада, или Шахматы со смертью». Исторический фон и все. Или «Маска смерти» Доуэрти. Факты, использованные в произведении, бродячие труппы артистов, чума, все это происходило. Но само произведение историческое? Не уверен.
Примеры можно продолжить.
Попробую подытожить. Если я возьму своего героя, некоего Васю Пупкина и поселю его в Петербурге времен Петра I, «заставлю» расследовать придуманное мною преступление, то не думаю, что это будет исторический детектив. Если же я найду какое-то реальное преступление того времени и попробую реконструировать его расследование, само собой, с известной долей фантазии, то тогда, возможно, это будет исторический детектив.
Ваше мнение?
Википедия дает, мне так кажется, очень упрощенное толкование исторического детектива
Неужели достаточно перенести действие в прошлое, чтобы произведение стало историческим детективом? Ведь все-таки наличие слова «исторический» подразумевает присутствие в повествовании реально существовавших личностей, использование в романе (повести, рассказе и т.д.) исторических фактов. Я прекрасно понимаю, что исторический детектив - это не научный трактат, в котором исследуется то или иное событие прошлого, та или иная личность. Это прежде всего художественное произведение, в котором основное – фантазия автора. Но все-таки. Если есть слово «исторический», то основные события так или иначе должны были бы реально происходить.Историческое произведение с детективной интригой. Действие происходит в прошлом, или же в настоящем расследуется старинное преступление.
Разве «Огонь, гори» ДДК исторический детектив? Неужели только тот факт, что главный герой (оставим в стороне то, что главный герой, каким-то чудесным образом попадает в Лондон 1829 года) расследует преступление во времена становления Скотленд-Ярда, достаточно? Разве эпизодическое появление реальной исторической личности Роберта Пиля уже дает основание считать произведение историческим детективом?
К сожалению, роман ДДК «Убийство сэра Эдмунда Годфри» не переведен. Но по аннотациям видно, что основа произведения - это попытка с точки зрения современного человека разгадать тайну убийства, которое произошло в действительности. Это опять же с учетом, что я его не читал, наверное, все-таки исторический детектив. Или нет?
Или возьмем популярную серию Ван Гулика. Известно, что существовал реальный прототип судьи Ди. Сам писатель - известный востоковед и хорошо знал материал. На страницах цикла перед нами предстает уклад жизни древнего Китая. И далеко не факт, что описываемые события имели место быть. Даже можно сказать с уверенностью, что их не было. Но! Несмотря на отсутствие этих конкретных событий, произведения цикла - исторические.
То же можно сказать и о произведениях Энн Перри. Не реально существовавшие герои, не фактические события, а «сцена действия» дает возможность причислять ее произведения о Питте к поджанру «исторический детектив».
А Дэвид Лисс. В основу всех трех произведений об Уивере положены реальные факты. Первый – становление рынка акций, второй – выборы в 1722 году. Правда, третий роман не совсем с точки зрения реальности. И хотя общепринято считать эти произведения написанными в жанре «исторического детектива», они, ИМХО, ими не являются.
Хм! С удивлением прочитал в Википедии, что «В заколдованном лесу» Буало-Нарсежака - исторический детектив. Это с какого такого перепугу такой вывод!?
Можно привести еще несколько примеров. Перес Реверте «Осада, или Шахматы со смертью». Исторический фон и все. Или «Маска смерти» Доуэрти. Факты, использованные в произведении, бродячие труппы артистов, чума, все это происходило. Но само произведение историческое? Не уверен.
Примеры можно продолжить.
Попробую подытожить. Если я возьму своего героя, некоего Васю Пупкина и поселю его в Петербурге времен Петра I, «заставлю» расследовать придуманное мною преступление, то не думаю, что это будет исторический детектив. Если же я найду какое-то реальное преступление того времени и попробую реконструировать его расследование, само собой, с известной долей фантазии, то тогда, возможно, это будет исторический детектив.
Ваше мнение?