Фантастический детектив
Добавлено: 16 июл 2013, 10:37
Захотел ознакомиться с теорией фантастического детектива. Что было? Что нового? Кто сейчас на слуху? Не нашел ничего под тагом "фантастический детектив". Заглянул в раздел форума "Общие темы о различных направлениях детективной беллетристики, вне зависимости от времени творчества" - тоже пусто.
По оценкам американский издателей, последние годы, это один из самых популярных разделов жанра.
В чем же дело? Просто жанр не популярен в России?
Попытаюсь завязать разговор и возможно кто-то откликнится.
Итак, кто у истоков жанра? Как создавался жанр?
Так, что бы определиться о чем речь, напомню классическое определение - "Фантастический детектив — использование сюжетных элементов детективной литературы (расследование преступления, деятельность сыщик) в произведениях научной фантастики, фэнтези и хоррора. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире".
Наверное начать надо с 30-х годов. Появляются первые фантастические рассказы с главными героями детективами. Большая их часть была примитивна и нелепа, но встречались и вполне интересные образчики. Наверное наиболее выделялся Роберт Говард. Тот самый, автор Конана - Варвара. Но и создавшего Стива Харрисона. Бывший искатель приключений, моряк, Стив работает детективом в полиции и потому не до конца вписывается в привычный канон частного сыщика. Выросший среди чернокожего населения в одном из южных штатов Америки, Стив не понаслышке знаком с религией вуду. И многие дела, которые он расследует, так или иначе связаны с черной магией, тайными культами и древним колдовством.
При жизни Говарда, начиная с 1934 года, вышло лишь пять повестей из этого цикла («Fangs of Gold», «Teeth of Doom», «Lord of the Dead», «Names in the Black Book», «Graveyard Rats»). Остальные были изданы уже посмертно, при этом часть вещей была восстановлена на основе черновиков. На мой взгляд именно эти произведения являются истоками фантастического детектива в стиле хард бойлд.
Параллельно этому закладывается и источник фантастического классического детектива. В это же время выходит сериал английского писателя Джека Манна (псевдоним Е. Чарльза Вивиана) о приключениях Грегори Джорджа Гордона, больше известного под прозвищем Джиз. Бывший полицейский, ставший частным сыщиком, впервые он появляется в чисто детективном рассказе «Первое дело Джиза» (Gees' First Case, 1936). Однако в последующих произведениях сыщику предстоит столкнуться не только с колдунами, оборотнями и древними магами, но даже с одной из представительниц египетского пантеона. В 1940 году автор закрыл серию рассказом «Смерть – ее ремесло».
В 30–40 годы появляется целый ряд американских журналов, таких как Strange Detective Stories, Super Detective Stories, Thrilling Mystery, ну и, конечно же, культовый Weird Tales, которые публиковали произведения в жанре фантастического детектива. На их страницах начали свою литературную жизнь многие популярные герои-сыщики тех лет: Тень, Детектив-Призрак, Пауколикий. Они обладали чертами супергероев и распутывали экзотические и таинственные преступления, часто имеющие сверхъестественную природу. Однако к началу Второй мировой войны интерес к подобным изданиям пошел на спад. Впрочем, как и ко всему жанру детектива.
Нужно в детектив, добавить, еще чего-нибудь, для лучей продоваемости.
Кажеться больше всех преуспел американец Рэндал Гаррет. В 1964 году, журнал “Аналог” приступил к публикации произведений из цикла о лорде Дарси. По мнению большинства западных критиков, этот цикл – лучшее, что написано в жанре фантастического классического детектива. Несомненно, так же, что цикл этот, органично сочетающий черты таких, казалось бы, несовместимых жанров как альтернативно-историческая фантастика, магическая фэнтези и классический детектив в манере Артура Конан-Дойла и Агаты Кристи, входит ныне в “золотой фонд” фантастической литературы. Название, да и место действия единственного романа серии («Слишком много волшебников»-«Too Many Magicians») содержат в себе прямую аналогию с романами Р. Стаута «Слишком много ...», а Лорд Дарси аналог Шерлока Холмса в магическом мире. А какие в этом мире профессора Мариарти! Помимо всего прочего преступление, которое здесь предстоит раскрыть лорду Дарси, невозможное из невозможных. И магическое объяснение не годится - даже способности волшебников не настолько велики, чтобы убить человека и выйти из совершенно запертой комнаты незамеченными и мгновенно. Действительно, несмотря на весь фэнтезийный антураж, подобное преступление было бы возможно совершить и в нашем мире. Разгадка чётко вытекает из фактов дела и подлежит логическому обнаружению.
А затем, Филип Х. Фармер, с его серией о приключениях Гарольда Чайлда, первая книга которой («Образ зверя»-«The Image of the Beast» ) вышла в 1968 году. Хулиган и затейник Фармер создал совершенно дикий винегрет из «крутого» детектива, триллера, ужасов, НФ и эротики. Главный герой трилогии, опытный частный детектив, расследуя смерть своего напарника, сталкивается с настоящими порождениями кошмарных фантазий. Стоит отметить сразу, что трилогия Фармера чтение достаточно специфическое. Пародируя многие штампы популярных в то время жанров, она наполнена откровенными сценами и натуралистическими подробностями. И поэтому вряд ли придется по вкусу многим.
Семидесятые годы прошлого столетия -рассвет жанра фантастического детектива, его Золотой Век. Уильям Хьертсберг в 1978 году выпускает роман под названием «Falling Angel» (в русском переводе «Сердце Ангела»), гремучую смесь крутого детектива и черной магии вуду. Главный герой книги, Гарри Ангел, вполне типичный нью-йоркский сыщик чандлеровского разлива – не хватающий с неба звезд, битый жизнью, но при этом не теряющий на нее ироничного взгляда. Нанятый загадочным иностранцем для розысков пропавшего пятнадцать лет назад певца, Гарри сам не замечает, как оказывается втянут в водоворот странных ритуалов, таинственных убийств и языческого колдовства. Сюжет, выходящий за рамки обычного детектива на поле извечной борьбы Добра со Злом, стремительно несется к крайне неожиданному финалу.
Роман Хьертсберга получил огроную популярность и был экранизирован культовым режиссером Аланом Паркером, однако не породил волны подражаний – хотя концепция, предложенная Хьертсбергом, была весьма любопытной. Ведь теперь мир, в котором существовал и действовал сыщик, населяло не абстрактное зло, а вполне конкретное. Настоящая тьма, цель которой – не просто убить человека, но захватить его душу.
1987 год, знаковое произведения для жанра фантастический классический детектив - книга «Сладкозвучный серебряный блюз» («Sweet Silver Blues») Глена Кука. С инспектром Гарретом. Книга положила начало серии из уже 13 книг и в отличие от большинства фэнтези-серий, «Приключения Гаррета» уделяют в первую очередь внимание детективным аспектам, а уже в меньшей степени фантастическим и магическим. Главный герой - частный детектив, что-то около тридцати лет, "рыцарь в белых одеждах", любимец женщин, при необходимости всегда может постоять за себя. У него дома живет (ну не совсем живет, все-таки это фэнтези) "мозг", очень толстый и ленивый.
В доме есть повар, который прекрасно готовит, если его не злить. В ходе расследований привлекаются специалисты. Ну чем не Гудвин с Вульфом, Фриц, Пензер с Даркиным?
Почти десятилетием позже, в середине восьмидесятых, свой образец частного детектива создает Клайв Баркер. Гарри Д'Амур — также бывалый сыщик в лучших традициях Рэймонда Чандлера. Впервые этот герой появляется в шестом томе «Книг крови» (1985) в повести «Последняя иллюзия»(«The Last Illusion»), чтобы уже в следующем году вновь возникнуть в рождественском выпуске «Time Out» (рассказ «Пропащие души»). Впоследствии читатель встречается с ним в таких произведениях автора, как «Явление тайны» («The Great and Secret Show») (1989) и «Эвервилль»(«Everville») (1994). Кроме того, уже давно ходят слухи, что впереди нас ждет и новая встреча с полюбившимся героем в неоконченном пока романе мастера «The Scarlet Gospels» («Алые заветы»).
Еще один любопытный опыт сплава мистики, фантастики и крутого детектива принадлежит автору крайне своеобразному и дотоле не забредавшему на темную сторону литературы – Чарльзу Буковски. Это последний из написанных и изданный уже посмертно роман «Pulp» (1994), то есть «Чтиво» (за что-то обозванный в русском переводе «Макулатурой»). Главный герой книги – Ник Билейн, очередное альтер-эго самого Буковски. Пьяница. Бабник. Неудачник. Он еле сводит концы с концами, когда к нему приходит не кто иная, как сама Леди Смерть с очень странным заданием: отыскать писателя, который умер тридцать два года назад. Дело оборачивается чередой необычных и порой опасных приключений, в которые оказываются втянуты не только умерший гений и потусторонние сущности, но и самые настоящие инопланетяне.
В этом же 1994 году в жанре фантастического классического детектива вышла книга Дэниела Худа «Дракон Фануил»-«Fanuilh», положившая начало сериии о Лайаме Ренфорде. От фэнтези тут разве что мир, намеченный буквально лишь несколькими штрихами, да наличие магии и драконов (точнее, одного дракона, к тому же карликового). В общем, только антураж. Всё же остальное — это чистой воды детектив, с довольно запутанной, однако при должном внимании вполне поддающейся разгадке интригой, с неплохо прописанными персонажами, с успешным раскрытием преступления и логичным завершением всех ниточек. В серии уже 5 романов, и интерес к ней не ослабевает.
В 1996 году Джей Рассел выпускает роман «Celestial Dogs» («Небесные псы»), главный герой которого, Марти Бернс, некогда был знаменитым актером, а теперь работает в Голливуде частным детективом. Жизнь Марти идет своим чередом, в ней нет ничего необычного, пока однажды он не берется расследовать дело пропавшего пьянчужки, которое в итоге втягивает его в многовековой конфликт японских демонов. Позже Рассел продолжил историю Марти серией рассказов и еще одним романом «Burning Bright» (1997).
Новый виток популярности у творцов темной фантастики «хард-бойлд» получил с появлением жанра городского фэнтези. Мир мегаполиса, измененного волшебством или скрывающего его за ширмой обыденности, стал великолепным фоном для приключений современных рыцарей.
Влияние «крутого» детектива отчетливо заметно уже в серии Лорел Гамильтон об Аните Блейк, особенно в ранних романах, первый из которых вышел еще в 1993 году. Однако наиболее отчетливо оно проявляется в сериале Джима Батчера о приключениях детектива-чародея Гарри Дрездена. Жизнь Гарри непроста. Он то и дело оказывается замешан в разборках, которые происходят вдали от глаз обычных обитателей Чикаго, на магической изнанке этого города. Вампиры. Оборотни. Некроманты. Когда имеешь дело с такими противниками, нужно держать ухо востро и быть готовым к тому, что в дело придется пускать не только кулаки, но и голову. Особенность образа Гарри в том, что он не статичен. От книги к книге, под влиянием тех или иных событий и жизненных обстоятельств, герой меняется, что помогает читателю еще больше сопереживать ему и поддерживает интерес к дальнейшим приключениям. На данный момент в серии (начатой романом Storm Front в 2000 году) вышло 14 романов и несколько сборников рассказов и повестей. И, по всей видимости, Батчер пока еще не собирается прощаться с любимым героем.
Другая популярная серия о похождениях частного сыщика на тайной оборотной стороне современного мегаполиса принадлежит перу Саймона Грина. По сравнению с Дрезденом его герой, Джон Тайлер, более каноничен. Часто сидящий без денег, падкий до женщин, едкий на язык, с загадкой в прошлом, Тайлер специализируется на поиске пропавших вещей. Он пытается вести обычную жизнь, однако все чаще ему приходится вновь и вновь возвращаться на Темную Сторону, странный мир, существующий в тайном магическом сердце Лондона. Главной удачей цикла Грина, пожалуй, является образ самой Темной Стороны – места, где царит вечная полночь и которое населяют боги, чудовища и другие не менее причудливые и опасные существа.
Лондон же является сценой, где разворачивается действие книг еще одного, менее известного у нас писателя – Майка Кэри. Лондон Кэри во многом похож на знакомый нам город, но с одним значимым отличием – однажды в нем начали появляться те, кто прежде считался лишь персонажами страшных сказок. Ожившие мертвецы. Привидения. Суккубы. Главный герой цикла, сыщик-экзорцист Феликс Кастор, расследует преступления, за которые не берется полиция. Внешне Кастор близок к привычному типажу частного сыщика, но при этом намного глубже большинства подобных персонажей.
Реалистичность – вот главная черта романов Кэри. Необычные и потусторонние явления в них крепко сплетены с приметами нашего времени, и порой не самыми приятными. Так что трудно сказать, кто является настоящим злом и представляет большую опасность в этом мире: сверхъестественные сущности или лишенный жалости и совести человек.
Из всего сериала Кэри на данный момент переведены на русский лишь два первых романа («Мой знакомый призрак» ( «The Devil You Know») и «Порочный круг»(«Vicious Circle»), однако остается надеяться, что рано ли поздно мы прочитаем и остальные книги этого цикла.
Менее удачный пример смеси городского фэнтези и «крутого» детектива представляет Марк дель Франко (на русском издан роман «Лишенное формы»-«Unshapely Things»). Его главный герой – Коннор Грей – очень неприятный тип. Когда-то Грей был друидом, но потерял свою силу, и теперь он обычный детектив. Однако замашки колдуна до сих пор дают о себе знать.
Любопытнее всего у дель Франко получилась задумка мира. В некий момент, под действием неизвестных сил, две вселенных – эльфов и людей – перемешались. И с тех пор создания ирландских мифов живут рядом с обычными смертными, разделяя их проблемы и заботы. Идея подобного мира была многообещающей, однако в полной мере реализовать этот замысел у автора не вышло.
Не знаю, можно ли отнести к жанру, но на всякий случай упомяну, Джаспера Ффорде с его колоритным персонажем - Четвергом Нонетот. Четверг - литектив, агент 27 отдела Специального Департамента, который в альтернативной Британии заменил все государственные службы. Литективы расследуют «книжные» преступления, куда входят не только обычное нарушение авторских прав, но и абсолютно невероятные дела вроде контрабандной поэзии или похищения Джейн Эйр — героини классического романа Шарлотты Бронте. Несмотря на парадоксально-причудливый антураж придуманного Ффорде мира, с точки зрения сюжета это самые настоящие детективы про отважных и честных копов, которым без конца мешают тупоголовые командиры.
Если же отойти от крупной формы и многотомных сериалов, можно отметить серию рассказов Бентли Литтла о безымянном детективе, расследующем дела о паранормальных явлениях в современном Финиксе. Все они вошли в сборник короткой прозы автора «Коллекция», а один рассказ («Мать Майи») в составе жанровой антологии был переведен на русский. Рассказы Литтла отличает мрачная атмосфера обреченности и фатализма, присущая скорей не Чандлеру, а другому классику «крутого» жанра – Дэшиллу Хэммету.
В короткой прозе к образу частного сыщика обращались и прочие мэтры «темной» фантастики. Так, стоит вспомнить «Последнее дело Амни» Стивена Кинга – причудливый рассказ о взаимоотношениях писателя и его героя.
Нил Гейман, играя на поле постмодернизма, написал два рассказа о сыщике-оборотне Ларри Тэлботе. В первом – «Просто опять конец света» – Ларри предстоит посетить один очень странный город, рожденный фантазией другого классика темной литературы, и предотвратить очередной Апокалипсис, подготавливаемый адептами небезызвестного культа. Во втором, облеченном в форме стихотворения – остановить серию убийств на пляжах Малибу, повторив сюжет древних легенд («Неовульф», он же «Био-вольф»). Последний текст вошел в антологию Стивена Джонса «Мистика» (в оригинале «Dark Detectives»), опубликованную на русском языке в 2010 году – не во всем удачную, но довольно представительную жанровую подборку.
Говоря о малой форме, нельзя также не упомянуть недавний сборник «крутых» страшных рассказов Марка Орра с очень красноречивым названием «Hard-boiled horrors: Tale of paraNOIRmal» («Круто сваренные ужасы: истории о парануармальном»). Это четырнадцать жутких сверхъестественных историй, разворачивающихся в декорациях классического «крутого» детектива. Сам Орр в предисловии к сборнику отмечает близость и общие корни этих жанров, идущих бок о бок еще со времен дешевых бульварных журналов и так часто пересекавшихся за время своего существования.
Надеюсь форумчане подскажут имена и других, не менее интересных авторов этого направления. Хочется верить в то, что жанр фантастического детектива еще много лет будет оставаться востребованным и продолжит вдохновлять авторов на создание новых и новых книг.
Список героев, авторов и произведений жанра (разумеется не полный) можно посмотреть вот здесь http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_fi ... detectives
Из наиболее серьезных работ по теории жанра отметил бы книгу Lovisi G. Science Fiction Detective Tales: A Brief Overview of Futuristic Detective Fiction in Paperback. Gryphon Pubns, 1986. Но она, к сожелению, не переведена на русский язык.
По оценкам американский издателей, последние годы, это один из самых популярных разделов жанра.
В чем же дело? Просто жанр не популярен в России?
Попытаюсь завязать разговор и возможно кто-то откликнится.
Итак, кто у истоков жанра? Как создавался жанр?
Так, что бы определиться о чем речь, напомню классическое определение - "Фантастический детектив — использование сюжетных элементов детективной литературы (расследование преступления, деятельность сыщик) в произведениях научной фантастики, фэнтези и хоррора. Действие может происходить в будущем, альтернативном настоящем или прошлом, в полностью вымышленном мире".
Наверное начать надо с 30-х годов. Появляются первые фантастические рассказы с главными героями детективами. Большая их часть была примитивна и нелепа, но встречались и вполне интересные образчики. Наверное наиболее выделялся Роберт Говард. Тот самый, автор Конана - Варвара. Но и создавшего Стива Харрисона. Бывший искатель приключений, моряк, Стив работает детективом в полиции и потому не до конца вписывается в привычный канон частного сыщика. Выросший среди чернокожего населения в одном из южных штатов Америки, Стив не понаслышке знаком с религией вуду. И многие дела, которые он расследует, так или иначе связаны с черной магией, тайными культами и древним колдовством.
При жизни Говарда, начиная с 1934 года, вышло лишь пять повестей из этого цикла («Fangs of Gold», «Teeth of Doom», «Lord of the Dead», «Names in the Black Book», «Graveyard Rats»). Остальные были изданы уже посмертно, при этом часть вещей была восстановлена на основе черновиков. На мой взгляд именно эти произведения являются истоками фантастического детектива в стиле хард бойлд.
Параллельно этому закладывается и источник фантастического классического детектива. В это же время выходит сериал английского писателя Джека Манна (псевдоним Е. Чарльза Вивиана) о приключениях Грегори Джорджа Гордона, больше известного под прозвищем Джиз. Бывший полицейский, ставший частным сыщиком, впервые он появляется в чисто детективном рассказе «Первое дело Джиза» (Gees' First Case, 1936). Однако в последующих произведениях сыщику предстоит столкнуться не только с колдунами, оборотнями и древними магами, но даже с одной из представительниц египетского пантеона. В 1940 году автор закрыл серию рассказом «Смерть – ее ремесло».
В 30–40 годы появляется целый ряд американских журналов, таких как Strange Detective Stories, Super Detective Stories, Thrilling Mystery, ну и, конечно же, культовый Weird Tales, которые публиковали произведения в жанре фантастического детектива. На их страницах начали свою литературную жизнь многие популярные герои-сыщики тех лет: Тень, Детектив-Призрак, Пауколикий. Они обладали чертами супергероев и распутывали экзотические и таинственные преступления, часто имеющие сверхъестественную природу. Однако к началу Второй мировой войны интерес к подобным изданиям пошел на спад. Впрочем, как и ко всему жанру детектива.
Нужно в детектив, добавить, еще чего-нибудь, для лучей продоваемости.
Кажеться больше всех преуспел американец Рэндал Гаррет. В 1964 году, журнал “Аналог” приступил к публикации произведений из цикла о лорде Дарси. По мнению большинства западных критиков, этот цикл – лучшее, что написано в жанре фантастического классического детектива. Несомненно, так же, что цикл этот, органично сочетающий черты таких, казалось бы, несовместимых жанров как альтернативно-историческая фантастика, магическая фэнтези и классический детектив в манере Артура Конан-Дойла и Агаты Кристи, входит ныне в “золотой фонд” фантастической литературы. Название, да и место действия единственного романа серии («Слишком много волшебников»-«Too Many Magicians») содержат в себе прямую аналогию с романами Р. Стаута «Слишком много ...», а Лорд Дарси аналог Шерлока Холмса в магическом мире. А какие в этом мире профессора Мариарти! Помимо всего прочего преступление, которое здесь предстоит раскрыть лорду Дарси, невозможное из невозможных. И магическое объяснение не годится - даже способности волшебников не настолько велики, чтобы убить человека и выйти из совершенно запертой комнаты незамеченными и мгновенно. Действительно, несмотря на весь фэнтезийный антураж, подобное преступление было бы возможно совершить и в нашем мире. Разгадка чётко вытекает из фактов дела и подлежит логическому обнаружению.
А затем, Филип Х. Фармер, с его серией о приключениях Гарольда Чайлда, первая книга которой («Образ зверя»-«The Image of the Beast» ) вышла в 1968 году. Хулиган и затейник Фармер создал совершенно дикий винегрет из «крутого» детектива, триллера, ужасов, НФ и эротики. Главный герой трилогии, опытный частный детектив, расследуя смерть своего напарника, сталкивается с настоящими порождениями кошмарных фантазий. Стоит отметить сразу, что трилогия Фармера чтение достаточно специфическое. Пародируя многие штампы популярных в то время жанров, она наполнена откровенными сценами и натуралистическими подробностями. И поэтому вряд ли придется по вкусу многим.
Семидесятые годы прошлого столетия -рассвет жанра фантастического детектива, его Золотой Век. Уильям Хьертсберг в 1978 году выпускает роман под названием «Falling Angel» (в русском переводе «Сердце Ангела»), гремучую смесь крутого детектива и черной магии вуду. Главный герой книги, Гарри Ангел, вполне типичный нью-йоркский сыщик чандлеровского разлива – не хватающий с неба звезд, битый жизнью, но при этом не теряющий на нее ироничного взгляда. Нанятый загадочным иностранцем для розысков пропавшего пятнадцать лет назад певца, Гарри сам не замечает, как оказывается втянут в водоворот странных ритуалов, таинственных убийств и языческого колдовства. Сюжет, выходящий за рамки обычного детектива на поле извечной борьбы Добра со Злом, стремительно несется к крайне неожиданному финалу.
Роман Хьертсберга получил огроную популярность и был экранизирован культовым режиссером Аланом Паркером, однако не породил волны подражаний – хотя концепция, предложенная Хьертсбергом, была весьма любопытной. Ведь теперь мир, в котором существовал и действовал сыщик, населяло не абстрактное зло, а вполне конкретное. Настоящая тьма, цель которой – не просто убить человека, но захватить его душу.
1987 год, знаковое произведения для жанра фантастический классический детектив - книга «Сладкозвучный серебряный блюз» («Sweet Silver Blues») Глена Кука. С инспектром Гарретом. Книга положила начало серии из уже 13 книг и в отличие от большинства фэнтези-серий, «Приключения Гаррета» уделяют в первую очередь внимание детективным аспектам, а уже в меньшей степени фантастическим и магическим. Главный герой - частный детектив, что-то около тридцати лет, "рыцарь в белых одеждах", любимец женщин, при необходимости всегда может постоять за себя. У него дома живет (ну не совсем живет, все-таки это фэнтези) "мозг", очень толстый и ленивый.
В доме есть повар, который прекрасно готовит, если его не злить. В ходе расследований привлекаются специалисты. Ну чем не Гудвин с Вульфом, Фриц, Пензер с Даркиным?
Почти десятилетием позже, в середине восьмидесятых, свой образец частного детектива создает Клайв Баркер. Гарри Д'Амур — также бывалый сыщик в лучших традициях Рэймонда Чандлера. Впервые этот герой появляется в шестом томе «Книг крови» (1985) в повести «Последняя иллюзия»(«The Last Illusion»), чтобы уже в следующем году вновь возникнуть в рождественском выпуске «Time Out» (рассказ «Пропащие души»). Впоследствии читатель встречается с ним в таких произведениях автора, как «Явление тайны» («The Great and Secret Show») (1989) и «Эвервилль»(«Everville») (1994). Кроме того, уже давно ходят слухи, что впереди нас ждет и новая встреча с полюбившимся героем в неоконченном пока романе мастера «The Scarlet Gospels» («Алые заветы»).
Еще один любопытный опыт сплава мистики, фантастики и крутого детектива принадлежит автору крайне своеобразному и дотоле не забредавшему на темную сторону литературы – Чарльзу Буковски. Это последний из написанных и изданный уже посмертно роман «Pulp» (1994), то есть «Чтиво» (за что-то обозванный в русском переводе «Макулатурой»). Главный герой книги – Ник Билейн, очередное альтер-эго самого Буковски. Пьяница. Бабник. Неудачник. Он еле сводит концы с концами, когда к нему приходит не кто иная, как сама Леди Смерть с очень странным заданием: отыскать писателя, который умер тридцать два года назад. Дело оборачивается чередой необычных и порой опасных приключений, в которые оказываются втянуты не только умерший гений и потусторонние сущности, но и самые настоящие инопланетяне.
В этом же 1994 году в жанре фантастического классического детектива вышла книга Дэниела Худа «Дракон Фануил»-«Fanuilh», положившая начало сериии о Лайаме Ренфорде. От фэнтези тут разве что мир, намеченный буквально лишь несколькими штрихами, да наличие магии и драконов (точнее, одного дракона, к тому же карликового). В общем, только антураж. Всё же остальное — это чистой воды детектив, с довольно запутанной, однако при должном внимании вполне поддающейся разгадке интригой, с неплохо прописанными персонажами, с успешным раскрытием преступления и логичным завершением всех ниточек. В серии уже 5 романов, и интерес к ней не ослабевает.
В 1996 году Джей Рассел выпускает роман «Celestial Dogs» («Небесные псы»), главный герой которого, Марти Бернс, некогда был знаменитым актером, а теперь работает в Голливуде частным детективом. Жизнь Марти идет своим чередом, в ней нет ничего необычного, пока однажды он не берется расследовать дело пропавшего пьянчужки, которое в итоге втягивает его в многовековой конфликт японских демонов. Позже Рассел продолжил историю Марти серией рассказов и еще одним романом «Burning Bright» (1997).
Новый виток популярности у творцов темной фантастики «хард-бойлд» получил с появлением жанра городского фэнтези. Мир мегаполиса, измененного волшебством или скрывающего его за ширмой обыденности, стал великолепным фоном для приключений современных рыцарей.
Влияние «крутого» детектива отчетливо заметно уже в серии Лорел Гамильтон об Аните Блейк, особенно в ранних романах, первый из которых вышел еще в 1993 году. Однако наиболее отчетливо оно проявляется в сериале Джима Батчера о приключениях детектива-чародея Гарри Дрездена. Жизнь Гарри непроста. Он то и дело оказывается замешан в разборках, которые происходят вдали от глаз обычных обитателей Чикаго, на магической изнанке этого города. Вампиры. Оборотни. Некроманты. Когда имеешь дело с такими противниками, нужно держать ухо востро и быть готовым к тому, что в дело придется пускать не только кулаки, но и голову. Особенность образа Гарри в том, что он не статичен. От книги к книге, под влиянием тех или иных событий и жизненных обстоятельств, герой меняется, что помогает читателю еще больше сопереживать ему и поддерживает интерес к дальнейшим приключениям. На данный момент в серии (начатой романом Storm Front в 2000 году) вышло 14 романов и несколько сборников рассказов и повестей. И, по всей видимости, Батчер пока еще не собирается прощаться с любимым героем.
Другая популярная серия о похождениях частного сыщика на тайной оборотной стороне современного мегаполиса принадлежит перу Саймона Грина. По сравнению с Дрезденом его герой, Джон Тайлер, более каноничен. Часто сидящий без денег, падкий до женщин, едкий на язык, с загадкой в прошлом, Тайлер специализируется на поиске пропавших вещей. Он пытается вести обычную жизнь, однако все чаще ему приходится вновь и вновь возвращаться на Темную Сторону, странный мир, существующий в тайном магическом сердце Лондона. Главной удачей цикла Грина, пожалуй, является образ самой Темной Стороны – места, где царит вечная полночь и которое населяют боги, чудовища и другие не менее причудливые и опасные существа.
Лондон же является сценой, где разворачивается действие книг еще одного, менее известного у нас писателя – Майка Кэри. Лондон Кэри во многом похож на знакомый нам город, но с одним значимым отличием – однажды в нем начали появляться те, кто прежде считался лишь персонажами страшных сказок. Ожившие мертвецы. Привидения. Суккубы. Главный герой цикла, сыщик-экзорцист Феликс Кастор, расследует преступления, за которые не берется полиция. Внешне Кастор близок к привычному типажу частного сыщика, но при этом намного глубже большинства подобных персонажей.
Реалистичность – вот главная черта романов Кэри. Необычные и потусторонние явления в них крепко сплетены с приметами нашего времени, и порой не самыми приятными. Так что трудно сказать, кто является настоящим злом и представляет большую опасность в этом мире: сверхъестественные сущности или лишенный жалости и совести человек.
Из всего сериала Кэри на данный момент переведены на русский лишь два первых романа («Мой знакомый призрак» ( «The Devil You Know») и «Порочный круг»(«Vicious Circle»), однако остается надеяться, что рано ли поздно мы прочитаем и остальные книги этого цикла.
Менее удачный пример смеси городского фэнтези и «крутого» детектива представляет Марк дель Франко (на русском издан роман «Лишенное формы»-«Unshapely Things»). Его главный герой – Коннор Грей – очень неприятный тип. Когда-то Грей был друидом, но потерял свою силу, и теперь он обычный детектив. Однако замашки колдуна до сих пор дают о себе знать.
Любопытнее всего у дель Франко получилась задумка мира. В некий момент, под действием неизвестных сил, две вселенных – эльфов и людей – перемешались. И с тех пор создания ирландских мифов живут рядом с обычными смертными, разделяя их проблемы и заботы. Идея подобного мира была многообещающей, однако в полной мере реализовать этот замысел у автора не вышло.
Не знаю, можно ли отнести к жанру, но на всякий случай упомяну, Джаспера Ффорде с его колоритным персонажем - Четвергом Нонетот. Четверг - литектив, агент 27 отдела Специального Департамента, который в альтернативной Британии заменил все государственные службы. Литективы расследуют «книжные» преступления, куда входят не только обычное нарушение авторских прав, но и абсолютно невероятные дела вроде контрабандной поэзии или похищения Джейн Эйр — героини классического романа Шарлотты Бронте. Несмотря на парадоксально-причудливый антураж придуманного Ффорде мира, с точки зрения сюжета это самые настоящие детективы про отважных и честных копов, которым без конца мешают тупоголовые командиры.
Если же отойти от крупной формы и многотомных сериалов, можно отметить серию рассказов Бентли Литтла о безымянном детективе, расследующем дела о паранормальных явлениях в современном Финиксе. Все они вошли в сборник короткой прозы автора «Коллекция», а один рассказ («Мать Майи») в составе жанровой антологии был переведен на русский. Рассказы Литтла отличает мрачная атмосфера обреченности и фатализма, присущая скорей не Чандлеру, а другому классику «крутого» жанра – Дэшиллу Хэммету.
В короткой прозе к образу частного сыщика обращались и прочие мэтры «темной» фантастики. Так, стоит вспомнить «Последнее дело Амни» Стивена Кинга – причудливый рассказ о взаимоотношениях писателя и его героя.
Нил Гейман, играя на поле постмодернизма, написал два рассказа о сыщике-оборотне Ларри Тэлботе. В первом – «Просто опять конец света» – Ларри предстоит посетить один очень странный город, рожденный фантазией другого классика темной литературы, и предотвратить очередной Апокалипсис, подготавливаемый адептами небезызвестного культа. Во втором, облеченном в форме стихотворения – остановить серию убийств на пляжах Малибу, повторив сюжет древних легенд («Неовульф», он же «Био-вольф»). Последний текст вошел в антологию Стивена Джонса «Мистика» (в оригинале «Dark Detectives»), опубликованную на русском языке в 2010 году – не во всем удачную, но довольно представительную жанровую подборку.
Говоря о малой форме, нельзя также не упомянуть недавний сборник «крутых» страшных рассказов Марка Орра с очень красноречивым названием «Hard-boiled horrors: Tale of paraNOIRmal» («Круто сваренные ужасы: истории о парануармальном»). Это четырнадцать жутких сверхъестественных историй, разворачивающихся в декорациях классического «крутого» детектива. Сам Орр в предисловии к сборнику отмечает близость и общие корни этих жанров, идущих бок о бок еще со времен дешевых бульварных журналов и так часто пересекавшихся за время своего существования.
Надеюсь форумчане подскажут имена и других, не менее интересных авторов этого направления. Хочется верить в то, что жанр фантастического детектива еще много лет будет оставаться востребованным и продолжит вдохновлять авторов на создание новых и новых книг.
Список героев, авторов и произведений жанра (разумеется не полный) можно посмотреть вот здесь http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_fi ... detectives
Из наиболее серьезных работ по теории жанра отметил бы книгу Lovisi G. Science Fiction Detective Tales: A Brief Overview of Futuristic Detective Fiction in Paperback. Gryphon Pubns, 1986. Но она, к сожелению, не переведена на русский язык.