Викторианский вестник №4
Добавлено: 25 май 2011, 18:00
Трагедия в театре Адельфи
Какой любитель английской литературы не читал про Стрэнд? Улицу, которая занимает исключительное положение среди прочих лондонских улиц? Именно здесь, испокон веков, находились роскошные рестораны, лучшие магазины, и, конечно же, театры. Именно здесь находился, да и сейчас стоит, знаменитый театр Адельфи, в котором и произошла, в далеком 1897 году, трагедия, о которой и пойдет речь.
Но прежде чем перейти к изложению событий того далекого дня 16 декабря 1897 года, нужно немного рассказать о звезде, царившей в те времена в Адельфи. Рассказать о Уильяме Терриссе, настоящее имя которого было Уильям Чарльз Джеймс Левин. Фамилию Террисс он принял тогда, когда решил стать актером, а решение это пришло к нему после того, как все его попытки заняться бизнесом (добыча серебра, разведение овец, выращивание чая) обратились в прах.
Эффектная внешность, чарующий голос, галантные манеры, да и недюжинный талант быстро позволили Терриссу стать одним из выдающихся актеров той эпохи. Поклонники ломились на его представления, чтобы насладиться Робин Гудом и Айвенго, Кассио и Меркуцио в исполнении Террисса.
Все закончилось 16 декабря 1897 года. В тот вечер, как вспоминали очевидцы, перед главным входом в театр был замечен странный человек, одетый в длинный плащ с капюшоном. Нервно оглядываясь, незнакомец срывающимся голосом справился у охранника о местонахождении мистера Террисса, который должен был в тот день присутствовать на репетиции драмы Уильяма Джилетта «Секретная служба».
Незнакомцем оказался бывший актер Ричард Артур Принс, более известный как «Стрелец», а еще более известный как «Бешенный Стрелец», прозванный так за свое неадекватное поведение. Именно его постоянные довольно странные выходки и положили конец его карьере.
Охранник, конечно же узнал неудачливого актер и попытался не впускать его в театр. Дошло до того, то в дело вмешался один из ведущих актеров Гарри Николс и помог охране вывести Принса за дверь. Прошептав «погодите», нарушитель порядка подчинился силе.
Через некоторое время, на Мэйден Лейн показался кэб, который подъехал к черному входу в театр. В кэбе находились Уильям Террисс и его близкий друг мистер Джон Генри Грейвз, с которым они провели тот день за игрой в покер. Выйдя их кэба, Тэррисс остановился, чтобы поговорить с Гилбертом Тэйтом, театральным менеджером, после чего в одиночестве (мистер Грейвз несколько отстал) подошел к двери и занялся поисками ключа. Именно в этот момент, из темного переулка выскочил «Бешенный Стрелец», который подбежав сзади к Терриссу, дважды всадил нож ему в спину. Терриссу удалось повернуться – еще один удар пришелся в грудь актера. Стоявшие невдалеке Грейвз и Тэйт, застывшие, на миг, в шоке, кинулись на подмогу.
Раненого Террисса положили прямо на лестнице – его партнерша по спектаклю Джесси Милвард держала голову актера на коленях и всячески успокаивала его в ожидании доктора из Черинг Кросского госпиталя. Террисс впал в забытье, он никого не узнавал. Остановить кровь не удавалось… Обильное кровотечение и опоздание врача, тот прибыл лишь через 15 минут, после вызова, стали причиной смерти знаменитого актера. Впоследствии, при даче показаний, доктор Хэйворд отмечал: «я увидел мистера Террисса лежащим на земле у дверей театра с головой покоящейся на коленях мисс Милвард. Одежда его была расстегнута, а вокруг раны на груди был разложен лед. Он тяжело дышал. После обследования раны, я пришел к выводу, что спасти его не удастся, так как обширное внутреннее кровоизлияние не было совместимо с жизнью. Через некоторое время он впал в бессознательное состояние, далее последовала агония».
К этому времени театр был уже полон. Зрители узнали о трагедии только тогда, когда на сцену вышел менеджер, который сказал, что с мистером Терриссом произошел несчастный случай в связи с чем, представление сегодня отменяется. Недоумевающая толпа стала выходить из театра, задаваясь вопросом, почему же Террисса не заменил его дублер Фредерик Лэйн. Только на улице, озадаченные театралы узнали правду. Тем временем, с Боу стрит прибыл констебль Брэгг, который взял под стражу убийцу. Нужно сказать, что Принс не пытался бежать с места преступления. После того, как его оттолкнули Грэйвз и Тэйт, он, не делая попыток скрыться, сидел невдалеке от места преступления. Сопровождаемый беснующейся толпой, Принс был препровожден на Боу стрит, где ему было предъявлено официальное обвинение. На вопрос, почему он совершил это чудовищное преступление, Принс ответил, что это была месть. Он считал, что Террисс препятствовал его, Принса, восхождению на театральный Олимп.
Уже на следующий день Принс предстал перед судом.
Первым свидетелем выступал Том Террисс, сын погибшего актера. Он предъявил суду анонимное письмо, присланное его отцу, в котором неизвестный угрожал жизни Уильяма Террисса. Вторым был вызван мистер Грэйвз, которому был задан вопрос: «возможно ли было предотвратить удары», на что был получен ответ: «нет, так как удары молниеносно следовали один за другим».
В ходе слушания дела выяснилось, что все то, на чем «базировалась» месть Принса, было пустышкой. Террисс никогда не становился на пути убийцы. Когда последнему было отказано в месте актера, Террисс помог ему устроиться работать за кулисами. Но и там, Принс не удержался. Желавший ему помочь Террисс, писал многочисленные письма в различные инстанции, дабы выбить для Принса какое-нибудь пособие. Но тот, для кого были приложены все эти старания, не оценил доброту ближнего…
После выступления всех свидетелей, судьи пришли к выводу, что убийство было предумышленным. Приговором в таких случаях всегда было повешение, но учитывая психическое состояние подсудимого, казнь была заменена принудительным лечением в Бродмурской тюремной лечебнице. Ричард Артур Принс провел в ней 39 лет.
(текст основан на материалах Джона Гиллана, stagebeauty.net, en.wikipedia.org. Фото arthurllayd.co.uk, cabinetcardgallery.worldpress.com, flickr.com, en.wikipedia.org)
Гости прошлого в современном Лондоне
Не Англия изобрела привидений. О них говорил еще Плиний младший в I веке нашей эры. Но именно Великобритания может претендовать на первое место по количеству визитеров из потустороннего мира. Древние кладбища, старинные замки – они полны привидений и духов, которые показываются некоторым избранным в зеркале, дотрагиваются до них, иногда что-то говорят… Но не нужно думать, что привидения обитают только где-то в сельской местности. Отнюдь. Многие призраки обитают и в самом сердце городов, И Лондон – одно из их излюбленных мест. А в Лондоне, гости из иного мира очень любят посещать театры. Наверное потому, что актеры – очень суеверный народ. А ведь давно известно, что обитатели потустороннего мира показываются именно тем, кто Верит…
Некоторые лондонские сцены хвастаются своими привидениями, начиная с первого королевского театра Друри Лэйн, где удивительные встречи с потусторонним, довольно часты. Так, многие служащие театра, а иной раз и зрители, видели в театре комика Джозефа Гримальди, умершего в 1837 году. Прекрасный певец и комик, при жизни, любил покровительствовать молодым актером. Многие артисты, и по сей день, утверждают, что невидимые руки буквально руководят их игрой, помогая преодолеть волнение на премьере. Кстати, нужно сказать, что Гримальди завещал отделить его голову от тела и похоронить его в церкви святого Джеймса, недалеко от «Королевского театра», тем самым еще раз подтвердив, что театр на Друри Лейн был его любимым театром в Лондоне.
Призрак другого великого актера, трагика Чарльза Кина (1868), иногда видят, одетого в странный костюм, в зрительном зале на спектаклях, а дух мима Дэна Лено (1904), сошедшего с ума, и трагически умершего в 43 года, можно встретить в гримерных театра. В артистической комнате, которой пользовался Лено, в зеркале появляется мужское лицо, которое очень похоже на портрет комика.
Все эти призраки были «опознаны» именно по портретам.
Кроме известных актеров, Друри Лэйн посещает дух неизвестного, которого прозвали Человеком в сером. Никто не знает кем он был. Те, кому посчастливилось столкнуться с этим призраком, рассказывают, что это молодой мужчина, одетый в рубашку с кружевным жабо, жакет серого цвета и охотничьи сапоги. На голове у него парик, модный в XVIII веке, а на боку висит шпага. Он появляется средь бела дня. Именно тогда, чаще всего, его видят проходящим по последним рядам второго балкона во время репетиций.
Миф о Человеке в сером появился тогда, когда в 1970 году рабочие, делавшие ремонт, снесли перегородку и обнаружили замурованный скелет. Кинжал, лежащий у его ног, указывал на явно насильственную смерть. Рядом со скелетом, был также обнаружен лоскут серого сукна. Эта ниша оказывалась на высоте второго балкона…
Появление знаменитого Человека в сером сулит успех актеру, встретившему его или даже целому представлению. На предложения изгнать дух из театра, администрация всегда отвечает решительным отказом. Чтобы не спугнуть удачу. Считается, что увидеть Человека в сером может только талантливая, тонко чувствующая натура. Многие, кому посчастливилось столкнуться с Человеком в сером, даже не сразу осознали, что это фантом. Призрака принимали за актера из плоти и крови, одетого в костюм для пьесы. И это неудивительно…Человек в сером - редкое явление – дневное привидение, как уже было сказано выше, которое появляется от 9 утра до 6 вечера. За кулисами его видели только однажды. Обычно, этот призрак любит посещать репетиции, когда в театре мало народу, но иногда его можно встретить и на дневных спектаклях. Он медленно проходит по балкону и исчезает в стене, хотя на представлениях он сидит в одном из верхних рядов и растворяется в воздухе сразу после спектакля. Человек в сером доброжелательный, но не общительный призрак. Если кто-то пытается подойти к нему слишком близко, то он тут же исчезает. Доподлинно известно, что, по меньшей мере, один монарх, король Георг VI, специально приезжал в театр, чтобы увидеть призрака. К сожалению, Человек в сером не удостоил аудиенцией его Величество.
Призрак в сером не единственный призрак-талисман «Королевского театра». Так на мюзикле «Оклахома» в 1948 году видели привидения Карла II, который всю жизнь был заядлым театралом, Призрак его Величества являлся в сопровождении своей свиты.
Помимо доброжелательных, в «Королевском театре» обитает, как минимум, один очень неприятный призрак. Считается, что это привидение Чарльза Маклина, средненького актера, который во время ссоры убил коллегу Томаса Халлама. Несмотря на это, Маклина не судили, и он спокойно прожил до 107 лет. Но вот после смерти духу Маклина не удается обрести вечный покой: служащие театра часто видят как он крадучись и озираясь бродит по коридорам за кулисами театра.
Разумеется, и другие театры посещаются пришельцами из потустороннего мира. Одним из них является театр Адельфи, где многие очевидцы часто видят проходящего по коридорам Уильяма Террисса. Нужно сказать, что дух этого некогда знаменитого актера появляется не только в своем родном театре. В районе полуночи, зимними ночами, его дух, иногда, можно увидеть на станции метро Ковент Гарден. Очевидцы, в один голос уверяют, что мистер Террисс всегда стоит прямо, одетый в длинное серое пальто и белые перчатки….
В театре «Хеймаркет» обитает дружелюбное привидение Джона Бакстона, чье появление тоже сулит успех спектаклю. Руководитель и актер театра Бакстон, был фаворитом королевы Виктории. Его дух чаще всего появляется в одной из лож театра, а дверь в старой гримерной артиста иногда открывается и закрывается сама собой.
Видимо посещать театр после смерти – традиция у бывших руководителей театра. В «Хеймаркет» также бродит призрак актера Генри Филда, который возглавлял театр в XVIII веке.
Любопытный дух обитает в театре «Колизеум». Это призрак молодого солдата первой мировой войны. В каждую годовщину своей гибели он занимает место в бельэтаже. Говорят, свой последний вечер в Лондоне он провел именно в этом театре. На какой следующий день он ушел на войну и был убит.
(текст на основании материалов Бернара Удэна; фото en.wikipedia.org, wessex.me.uk, London-architecture.info, londonbynight.forumactif.fr. Последние две иллюстрации любезно предоставлены Victory)