Японский детектив
Добавлено: 08 дек 2013, 19:54
Читая о творчестве японских детективистов, мне пришла в голову мысль, что все-таки русскоязычные читатели не очень знакомы с детективом Страны Вошодящего Солнца. В этом свете, думаю, может быть полезным перевод статьи Mysteries in the Land of the Rising Sun, написанной таким знатоком современного детектива, как G.J.Demko.
Mysteries in the Land of the Rising Sun.
Детективный жанр пользовался и пользуется, огромной популярностью в Японии . Опрос японских газет в 1999 году, показал, что самый популярный автор в стране - детективный писатель Дзиро Акагава (Jiro Akagawa), а из четырех лучших писателей Японии, по мнению читателей, трое были также представители детективного жанра. Одним из наиболее популярных телевизионных шоу Японии, в 2000 году была детективная программа Hagure Keiji, в которой герой по имени Yasura раскрывает преступления в 27 захватывающих эпизодах! В стране, где оружие строго регламентированo, а уровень преступности является относительно низким (если не брать в расчет организованные преступные группы, известные как якудза ), детективная литература вызывает всеобщее восхищение и жадно потребляется .
Зарождение детективной литературы в Японии было довольно раннее, о чем свидетельствует публикация сборника детективов Сайкаку Ихара (Saikaku Ihara) в 1689 году. А в 1880-е годы, в Японии, одной из первых, появились переводы детективов западных писателей, таких как Jan Christemeijer, Poe, Doyle и Freeman. Появились и японские авторы пишущие классические "европейские" детективы, наиболее популярный из них - Ruiko Kuroiwa и его "Three Strands of Hair" ("Три пряди волос") опубликованный в 1889 году. Кроме того он адаптирует ряд рассказов Эмиля Габорио к японскому контексту. В этом же году Rohan Koda опубликовал детективный рассказ под названием "Сюрприз", положив начало японскому классическому детективному рассказу. А в 1919 году Haruo Sato, публикует культовую детективную историю под названием "The Finger Print". Его эссе, вышедшее в 1924 году "О тайнах и их романтическом и эротическом происхождении" окажет впоследствии огромное влияние на более поздних японских писателей.
Одним из писателей, глубоко находящимся под влиянием Kuroiwa был Эдогава Рампо ( Edogawa Rampo), он же Taro Hirai, который стал признанным "Отцом" японского детективного жанра. Его псевдоним - японский фонетический вариант Эдгара. Его самая известная история, "The Two-Sen Copper Coin", опубликованная в 1923 году стал его самой известной работой, а фильмы снятые по ряду его работ- культовыми в Японии (например,"Murder on D Street" и "The Dwarf" ). И хотя, его более поздние рассказы , грешили гротеском и эротикой, его влияние было огромным. С 1955 года авторы лучших детективов в Японии получает премию имени Эдогава Рампо .
Другое ранний автор детективов, Сейши Ёкомизо (Seishi Yokomizo), создает ряд работ на детективную тему с мистическим (псевдо) подтекстом (не редкость для японской популярной литературы в целом ), наиболее яркие из них Murders at the Inn, Honjin (1947) и The Village of Eight Tombs (1950).
Однако самым значительным и популярным писателем первых послевоенных лет, несомненно был Сейчо Мацумото (Seicho Matsumoto), очень талантливый создатель детективов- головоломок, в том числе и в стиле "невозможных преступлений". Его роман Points and Lines ("Точки и линии") вышедший в 1959, начинается с якобы двойного самоубийства,а затем детектив Мацумото , с большим терпением и наблюдательностью, доказывает, что это двойное убийство. Другой роман Мацумото , Inspector Imanishi Investigates повествует, как упорный и обычный полицейский выслеживает убийцу исследуя происхождения региональных японских диалектов. Хороша и антология его рассказов "The Voice and other Stories" . Работы Мацумото, помимо детективной составляющей являются для европейцев и прекрасным окном в японскую культуру.
Еще очень известна и любима писательница Сизуко Нацуки (Shizuko Natsuki). Многие из ее романов отражают японскую семейную жизнь. Ряд ее книг были переведены и опубликованы на английском языке - Murder at Mount Fuji (1987) и The Obituary Arrives at Two O'clock (1988)
Мияки Mиябе (Miyake Miyabe), самый молодой автор, чей роман All She was Worth (1997) является помимо детектива, еще и увлекательной экспертизой преступности в помешанном на потребительстве обществе.
Покойный ныне, Такаги Акимицу (Takagi Akimitsu) был необычайно популярным за его детективы, изучающие коррупцию в деловом мире - The Informer и No patent on Murder. Он также написал The Tattoo Murder Case (1999) and Honeymoon to Nowhere (1999), оба довольно мрачных и кровавых произведения в стиле нуар.
В жанре триллеров лидирует, один из наиболее плодовитых японских писателей Масако Toгава (Masako Togawa) , который специализируется на психо- сексуальных триллерах. Ряд ее книг доступны на английском, Slow Fuse (1995), The Master Key (1985) и The Lady Killer (1986).
Примером кровавых мистических детективов являются Togakushi Legend Murders (1994) написанный Ясуо Учида (Yasuo Uchida).
Упомянутый в начале очерка Дзиро Акагава (Jiro Akagawa), написал за последниe несколько лет не менее 20 детективов, но ни один не был переведен на английский язык. Кроме того, есть множество других , популярных и талантливых японских писателей детективного жанра, работы которых, также не доступны на английском.
В Японии, как и во многих других странах мира, есть ряд крупных писателей- литературных светил, которые также пробовали себя на детективном поприще. Покойный Наоя Сига (Naoya Shiga) , ведущий автор конфессиональных романов, написал ряд детективов ( два из его рассказов и других коротких японских мистических рассказов можно найти в знаменитой антологии J. L. Apostolou and M. Greenberg, Murder in Japan: Japanese Stories of Crime and Detection, 1987 . Один из самых выдающихся писателей Японии, Кобе Абэ (Kobe Abe) , написал классический и очень напряженный детективный роман, который был опубликован на английском, как The Ruined Map (1981). Харуки Мураками (Haruki Murakami) ,в настоящее время популярный авангардный писатель сочинил абсурдистский детектив A Wild Sheep Chase (1990), покоривший сердца миллионов читателей во всем мире.
Есть также ряд не коренных японских писателей, которые создали детективы о Японии и которые достойны внимания. Джеймс Мелвилл (James Melville), британец , опубликовал набор легких и элегантных историй с изображением непроницаемое инспектора Inspector Otani из полиции Kobe . Совсем недавно , Лаура Роуленд (Laura John Rowland), американка китайско-корейского происхождения опубликовала несколько великолепных произведений -детективов о Японии 17 века. Ее последняя, хорошо принятая читателями работа The Samurai's Wife (2000) . Sujeta Massey, американка, индийского происхождения пишет серию детективов, с событиями происходящими в Токио, где японско - американского происхождения женщина-детектив, распутывает невероятно интересные преступления. Ее последней работой является Flower Master (1999). Японско - американский писатель Дейл Фурутани (Dale Furutani) создал серию Кен Танака, о детективе, который раскрывает преступления в Лос-Анджелесе и Токио. Он также написал серию под названием Samurai Mystery Trilogy, интересный сборник исторических детективов.
В Японии детективный жанр удивительно энергичный и постоянно меняется. Но в общем, есть еще старомодная тенденция посвящать все произведение решению головоломок. Большинство следователей являются полицейскими, соблюдающие все процедурные порядки и почти нет ярких частных сыщиков, что несомненно, является отражением японской склонности к порядку, предсказуемости и законопослушанию. Японцы предпочитают уравновешенного, корректного инспектора полиции, хотя кровь и сексуальное щекотание допускаются. Репутация или "лицо" является очень частым мотивом для многих преступлений и их решения. Жанр детектива пользуется огромной популярностью, а тиражи книг удивительны. И , если кто-то хочет живой, новой, незаезженной и творческой детективной литературы, которая, как раньше считалось, может быть только "западной", японские детективы рекомендуются как самые интересные и эффектные.
Mysteries in the Land of the Rising Sun.
Детективный жанр пользовался и пользуется, огромной популярностью в Японии . Опрос японских газет в 1999 году, показал, что самый популярный автор в стране - детективный писатель Дзиро Акагава (Jiro Akagawa), а из четырех лучших писателей Японии, по мнению читателей, трое были также представители детективного жанра. Одним из наиболее популярных телевизионных шоу Японии, в 2000 году была детективная программа Hagure Keiji, в которой герой по имени Yasura раскрывает преступления в 27 захватывающих эпизодах! В стране, где оружие строго регламентированo, а уровень преступности является относительно низким (если не брать в расчет организованные преступные группы, известные как якудза ), детективная литература вызывает всеобщее восхищение и жадно потребляется .
Зарождение детективной литературы в Японии было довольно раннее, о чем свидетельствует публикация сборника детективов Сайкаку Ихара (Saikaku Ihara) в 1689 году. А в 1880-е годы, в Японии, одной из первых, появились переводы детективов западных писателей, таких как Jan Christemeijer, Poe, Doyle и Freeman. Появились и японские авторы пишущие классические "европейские" детективы, наиболее популярный из них - Ruiko Kuroiwa и его "Three Strands of Hair" ("Три пряди волос") опубликованный в 1889 году. Кроме того он адаптирует ряд рассказов Эмиля Габорио к японскому контексту. В этом же году Rohan Koda опубликовал детективный рассказ под названием "Сюрприз", положив начало японскому классическому детективному рассказу. А в 1919 году Haruo Sato, публикует культовую детективную историю под названием "The Finger Print". Его эссе, вышедшее в 1924 году "О тайнах и их романтическом и эротическом происхождении" окажет впоследствии огромное влияние на более поздних японских писателей.
Одним из писателей, глубоко находящимся под влиянием Kuroiwa был Эдогава Рампо ( Edogawa Rampo), он же Taro Hirai, который стал признанным "Отцом" японского детективного жанра. Его псевдоним - японский фонетический вариант Эдгара. Его самая известная история, "The Two-Sen Copper Coin", опубликованная в 1923 году стал его самой известной работой, а фильмы снятые по ряду его работ- культовыми в Японии (например,"Murder on D Street" и "The Dwarf" ). И хотя, его более поздние рассказы , грешили гротеском и эротикой, его влияние было огромным. С 1955 года авторы лучших детективов в Японии получает премию имени Эдогава Рампо .
Другое ранний автор детективов, Сейши Ёкомизо (Seishi Yokomizo), создает ряд работ на детективную тему с мистическим (псевдо) подтекстом (не редкость для японской популярной литературы в целом ), наиболее яркие из них Murders at the Inn, Honjin (1947) и The Village of Eight Tombs (1950).
Однако самым значительным и популярным писателем первых послевоенных лет, несомненно был Сейчо Мацумото (Seicho Matsumoto), очень талантливый создатель детективов- головоломок, в том числе и в стиле "невозможных преступлений". Его роман Points and Lines ("Точки и линии") вышедший в 1959, начинается с якобы двойного самоубийства,а затем детектив Мацумото , с большим терпением и наблюдательностью, доказывает, что это двойное убийство. Другой роман Мацумото , Inspector Imanishi Investigates повествует, как упорный и обычный полицейский выслеживает убийцу исследуя происхождения региональных японских диалектов. Хороша и антология его рассказов "The Voice and other Stories" . Работы Мацумото, помимо детективной составляющей являются для европейцев и прекрасным окном в японскую культуру.
Еще очень известна и любима писательница Сизуко Нацуки (Shizuko Natsuki). Многие из ее романов отражают японскую семейную жизнь. Ряд ее книг были переведены и опубликованы на английском языке - Murder at Mount Fuji (1987) и The Obituary Arrives at Two O'clock (1988)
Мияки Mиябе (Miyake Miyabe), самый молодой автор, чей роман All She was Worth (1997) является помимо детектива, еще и увлекательной экспертизой преступности в помешанном на потребительстве обществе.
Покойный ныне, Такаги Акимицу (Takagi Akimitsu) был необычайно популярным за его детективы, изучающие коррупцию в деловом мире - The Informer и No patent on Murder. Он также написал The Tattoo Murder Case (1999) and Honeymoon to Nowhere (1999), оба довольно мрачных и кровавых произведения в стиле нуар.
В жанре триллеров лидирует, один из наиболее плодовитых японских писателей Масако Toгава (Masako Togawa) , который специализируется на психо- сексуальных триллерах. Ряд ее книг доступны на английском, Slow Fuse (1995), The Master Key (1985) и The Lady Killer (1986).
Примером кровавых мистических детективов являются Togakushi Legend Murders (1994) написанный Ясуо Учида (Yasuo Uchida).
Упомянутый в начале очерка Дзиро Акагава (Jiro Akagawa), написал за последниe несколько лет не менее 20 детективов, но ни один не был переведен на английский язык. Кроме того, есть множество других , популярных и талантливых японских писателей детективного жанра, работы которых, также не доступны на английском.
В Японии, как и во многих других странах мира, есть ряд крупных писателей- литературных светил, которые также пробовали себя на детективном поприще. Покойный Наоя Сига (Naoya Shiga) , ведущий автор конфессиональных романов, написал ряд детективов ( два из его рассказов и других коротких японских мистических рассказов можно найти в знаменитой антологии J. L. Apostolou and M. Greenberg, Murder in Japan: Japanese Stories of Crime and Detection, 1987 . Один из самых выдающихся писателей Японии, Кобе Абэ (Kobe Abe) , написал классический и очень напряженный детективный роман, который был опубликован на английском, как The Ruined Map (1981). Харуки Мураками (Haruki Murakami) ,в настоящее время популярный авангардный писатель сочинил абсурдистский детектив A Wild Sheep Chase (1990), покоривший сердца миллионов читателей во всем мире.
Есть также ряд не коренных японских писателей, которые создали детективы о Японии и которые достойны внимания. Джеймс Мелвилл (James Melville), британец , опубликовал набор легких и элегантных историй с изображением непроницаемое инспектора Inspector Otani из полиции Kobe . Совсем недавно , Лаура Роуленд (Laura John Rowland), американка китайско-корейского происхождения опубликовала несколько великолепных произведений -детективов о Японии 17 века. Ее последняя, хорошо принятая читателями работа The Samurai's Wife (2000) . Sujeta Massey, американка, индийского происхождения пишет серию детективов, с событиями происходящими в Токио, где японско - американского происхождения женщина-детектив, распутывает невероятно интересные преступления. Ее последней работой является Flower Master (1999). Японско - американский писатель Дейл Фурутани (Dale Furutani) создал серию Кен Танака, о детективе, который раскрывает преступления в Лос-Анджелесе и Токио. Он также написал серию под названием Samurai Mystery Trilogy, интересный сборник исторических детективов.
В Японии детективный жанр удивительно энергичный и постоянно меняется. Но в общем, есть еще старомодная тенденция посвящать все произведение решению головоломок. Большинство следователей являются полицейскими, соблюдающие все процедурные порядки и почти нет ярких частных сыщиков, что несомненно, является отражением японской склонности к порядку, предсказуемости и законопослушанию. Японцы предпочитают уравновешенного, корректного инспектора полиции, хотя кровь и сексуальное щекотание допускаются. Репутация или "лицо" является очень частым мотивом для многих преступлений и их решения. Жанр детектива пользуется огромной популярностью, а тиражи книг удивительны. И , если кто-то хочет живой, новой, незаезженной и творческой детективной литературы, которая, как раньше считалось, может быть только "западной", японские детективы рекомендуются как самые интересные и эффектные.