7 августа 2016 года Майкл Джекс дал интервью владельцу интернет-ресурса https://classicmystery.wordpress.com/Поскольку в авторской теме ещё нет отзывов на его произведения, можно сделать вывод, что романы Джекса мало кто читал. Думаю, интерес к этому писателю немного повысится, если я предложу вашему вниманию мой перевод этого интервью.
- Давайте начнём с первых ваших книг из серии про тамплиеров. Чем привлекли вас такое место действия и такое время: южное английское графство Девон в начале 14-го века?
- Правда заключается в том, что я всегда был очарован Средневековьем. Когда я был подростком, то очень любил читать и читал всё подряд. Но по-настоящему меня привлекала научно-документальная литература, в которой рассказывалось об оружии и военном искусстве. Я прочитал книги Бэзила Лиддел-Гарта о двух мировых войнах, «Первый день на Сомме» Мартина Миддлбрука, «Битву при Пашендейле» Лин МакДональд и многие другие в то время, когда мои сверстники ещё листали комиксы. Когда дошло дело до романов, я увлёкся Пи Джи Вудхаузом и Конан-Дойлем, а потом открыл для себя Агату Кристи. С этого момента я стал поклонником детектива.
Я работал в сфере компьютерных технологий. И отлично проводил время на работе. Я был вполне лояльным сотрудником: 5 лет проработал в фирме «Wordplex»; ещё 5 лет – в «Wang Laboratories». Но проблема, как я вскоре понял, заключалась в том, что эти компании не давали стабильных гарантий дальнейшей работы. Короче, за 13 лет я сменил 13 должностей, и всё равно в результате оказался без средств к существованию. Поэтому в начале 1994 года я решил, что должен придумать себе новое занятие, и, учитывая, что на мне висела ипотека, должен сделать это быстро.
К тому времени я также прочитал много отличных триллеров. Ле Карре и Фредерик Форсайт всегда были у меня под рукой, поэтому я и сам сотворил неплохой, как мне показалось, триллер. Потом я написал книгу о том, как нужно устраиваться на работу (благо, у меня был в этом большой опыт), и, наконец, сочинил «Последнего тамплиера» («The Last Templar», 1995 г.), потому что за год до этого, во время медового месяца, я прочитал книгу «Башня, огонь и меч» американского учёного Джона Робинсона. В этой книге были все аспекты средневековой истории, которые так мне нравились, а финал был настолько жуткий, что я подумал: эта история заслуживает того, чтобы её пересказали.
Но как всё это описать? В конце концов, я придумал образ тамплиера, который жил в последние годы существования своего монашеского ордена; который был свидетелем предательства со стороны Папы и французского короля; который потерял веру в церковь, хотя всё ещё был примерным христианином; который терпеть не мог политику и политиков; и который больше всего на свете ненавидел несправедливость. Это было любопытно. К тому же вскоре я понял, что такой персонаж мог бы стать потрясающим сыщиком! У него был бы широкий взгляд на мир, он мог бы уверенно чувствовать себя на месте преступления, потому что обладал боевым опытом и умел пользоваться оружием. Но он мало что знал о жизни в Девоне. Мне пришлось придумать ещё одного персонажа – своеобразного доктора Ватсона, который знал бы местных жителей и мог бы объяснять местные обычаи. Вот так и появились сэр Болдуин де Фарншилл и Саймон Патток.
- Насколько сложно было сделать так, чтобы каждая книга серии (а книг уже в общей сложности тридцать две) была понятна новым читателям и одновременно давала что-то свеженькое тем, кто уже давно их читает?
- Это было не так трудно, как кажется. Когда пишешь первые книги серии, то обычно задумываешься, сколько информации нужно выдать, надо ли заново описывать главных героев? Но потом всё это начинает идти естественным путём. В договорах с издательствами всегда бывают пункты, которые требуют, чтобы каждая моя книга была отдельным, полностью законченным произведением. Но я хотел, чтобы мои герои развивались, а сюжеты становились более насыщенными. Для меня это означало, что истории, описываемые в моих книгах, должны быть максимально реалистичны. Нельзя было устами моих героев просто рассказывать о том, как трудно было жить в условиях голода, болезней и почти непрерывных войн. И постепенно я стал включать в сюжеты больше действующих лиц, чтобы в событиях принимали участие не только расследователи, но также их слуги, собаки, дети. Конечно, ни один из этих второстепенных персонажей не должен выходить на передний план, но я мог, например, в какой-нибудь книге «посмотреть» на происходящее глазами слуги Саймона, или сделать акцент на описании образа жизни прокажённых. Главное для меня, чтобы каждая новая книга имела свою особую интонацию по сравнению с теми, которые были написаны раньше. Например, я умышленно сделал роман «The Death Ship of Dartmouth» намного более комичным, нежели предыдущий или последующий. Это было сознательное решение. Ну, и повозиться, конечно, пришлось… Я не понимаю, как Терри Пратчетт ухитрялся всё время писать с таким потрясающим юмором!
- Помимо сериала о тамплиерах, вы ещё написали историческую трилогию о Столетней войне, а также шпионский триллер «Act Of Vengeance». Если бы вам пришлось выбирать между исторической прозой и детективом, то что бы вы предпочли?
- Думаю, детектив мне более интересен. Ведь детектив можно воспринимать по-разному: как загадку, как форму отдыха, как исторической текст или как литературный роман. В детективе всё это может быть одновременно. Мне лично кажется, что детективные истории лучше всего подходят для объяснения различных культурных явлений и исторических событий – именно поэтому детективы всегда были так популярны. И, что самое замечательное, если вы пишете детектив, то исторические сведения намного расширяют рамки вашего повествования. Говорят, мои книги довольно широко используют в американских школах при изучении истории средневековой Англии. Детектив как жанр может осветить общественно-важные вопросы таким образом, как этого нельзя сделать в литературе других направлений. Проституция, контрабанда, убийства – всё это идёт только на пользу писателям детективов. И писатели с удовольствием тасуют и смешивают все эти элементы!
- В вашей новой серии про Джека Блэкджека (пока это, правда, всего одна книга «Rebellion's Message») действие происходит в годы правления Марии Тюдор. Почему вы обратились к этому периоду истории?
- Когда приступаешь к новой серии, невероятно трудно оставаться оригинальным. Вот, например, надо придумать сыщика. Пусть это будет алкоголик, у которого буйный характер, который развёлся с женой, который… А-а, про такого уже писали. Тогда пусть это будет «энергичная» дама... Но всех редакторов уже воротит от подобного персонажа. Когда же вы придумываете совершенно новую концепцию, то сталкиваетесь с проблемой определения исторического периода. Я очень не люблю повторяться, и, хотя до сих пор писал в основном истории о средневековье, мне не хотелось вновь погружаться в это время. Для разнообразия мне требовалось что-то более близкое к современности. И я выбрал эпоху Тюдоров. Эпоху открытий, жестокости, интриг и разрушений; но в то же время эпоху творчества и расцвета искусств. Я стремился рассмотреть причины жестокости и её влияние на жизнь людей. Однако мне не хотелось строить обычный криминальный сюжет, и поэтому я придумал сыщика поневоле, труса, который в тяжёлые времена пытается спрятаться от жизни, но который, естественно, помимо своей воли оказывается вовлечён в самую гущу событий. На мой взгляд, первая книга из этой серии получилась неплохо, так что я сейчас уже работаю над вторым романом.
- Каковы, на ваш взгляд, важнейшие аспекты книг Майкла Джекса?
- Мне нравится думать, что в моих романах огромную роль играет достоверность. Я изучаю множество научных материалов и горжусь тем, что мои книги читают историки, которые хорошо знают описываемое время. Я уделяю большое внимание изучению характеров людей, но всё-таки большую часть времени трачу на чтение коронерских отчётов и судебных записей середины 13-го века. Всё это даёт мне основные идеи для сюжетов и для образов тех персонажей, которые будут участвовать в детективной истории. В то же время мои книги – это не документальные произведения; в них много вымысла, который просто базируется на реальных исторических фактах. В основном это криминальные истории с неожиданными сюжетными поворотами, которые могут дать читателям острые ощущения, но которые одновременно показывают, что натура и побуждения людей за последние семьсот лет практически не изменились. Люди находятся под воздействием всё тех же страстей и эмоций, которые либо выставляются напоказ, либо загоняются глубоко внутрь – в зависимости от настроения и душевного состояния.
Я бы определил свои романы как современные триллеры, действие которых, тем не менее, происходит в прошлом. И мне хотелось бы надеяться, что в своих книгах я уделяю достаточное место юмору.
- С каких книг вы посоветовали бы начать тем, кто только ещё собирается познакомиться с вашим творчеством?
- Очень похоже на вопрос: «Кого из ваших детей вы любите больше всего?». Думаю, ответить на это чрезвычайно трудно. Мне очень нравится «Act Of Vengeance», но это потому, что я с большим удовольствием поработал над современной темой. Не было особой надобности в дополнительных изысканиях, поэтому и писалось мне легко. В то же время мне нравится «Rebellion's Message». Эта книга задумывалась как короткий роман. Писал я её очень быстро и с огромным наслаждением. Ну, естественно, я люблю всех персонажей моей серии про тамплиеров, ведь я провёл с ними столько времени на протяжении многих лет! А как я могу забыть Беренджера Фриппера и Грандарса из романа «Fields of Glory», который входит в трилогию «Vintener» о Столетней войне.
Итак, что бы я порекомендовал? Наверное, прочитать по первой книге из каждой серии – тогда читатель лучше поймёт сферы моих интересов и почувствует мой стиль.
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- О, это тоже интересный вопрос. Как вы знаете, я только что закончил участие в совместном проекте Детективного Клуба. Мы с группой писателей, в числе которых были Саймон Бретт, Питер Ловси, Мартин Эдвард и другие, написали книгу «The Sinking Admiral», как бы повторив через восемьдесят пять лет то, что сделала в 1931 году команда под руководством Агаты Кристи и Дороти Сэйерс, написавшая «The Floating Admiral» («Последнее плавание адмирала»). Эта работа шла очень оживлённо и весело, главным образом потому, что наши редакционные совещания часто проходили в пабах. Сейчас я дописываю роман под условным названием «Джек Блэкджек-2», который будет опубликован в марте-апреле следующего года. Я также завершил первую книгу из новой серии на тему Крестовых походов, но она вряд ли выйдет до августа следующего года. Хотя, кто знает: издатели любят неожиданно менять свои планы. В ноябре также ожидается выход в свет антологии «Motives for Murder». Это сборник рассказов, написанных членами Детективного Клуба в честь приближающегося 80-летия Питера Ловси. В этом сборнике есть и мой рассказ.