"Прах и тень"Шерлок Холмс против Джека Потрошителя.
Увы, мы с Холмсом достигли весьма скромных успехов, как ни старались: нам не удалось установить личность человека, словно растаявшего бесследно в то утро в прохладном сентябрьском воздухе. Комитет бдительности с самого начала действовал энергично, организовав наблюдение за округой и ночные патрули, однако его члены столкнулись со вспышками ксенофобии. Озлобленная толпа готова была избить любого несчастного иностранца, чьи «пронырливые манеры» и «бесчестное поведение» ясно свидетельствовали о его испорченности. Все обитатели Уайтчепела, от набожного активиста благотворительного движения до последнего вора, в один голос твердили, что урожденный англичанин не способен убить несчастную женщину таким зверским образом.
Энни Чэпмэн тайком похоронили четырнадцатого сентября, в пятницу, на том же кладбище для нищих, где неделей ранее была предана земле Полли Николс.
— Pulvis et umbra sumus, — заметил в тот вечер Холмс, вытянув ноги у камина и задумчиво глядя в огонь. — Мы с вами, Уотсон, Энни Чэпмэн, даже сам высокочтимый Гораций — лишь прах и тень, которую отбрасываем, не более того...
Как видно из вышеприведенного, Холмс впал в отчаяние и заговорил стихами. Есть от чего приуныть - до этого услужливый Артур Конан Дойл подкидывал худо-бедно улик и следов, а Линдси Фэй - выставила безоружным против неуязвимого противника.
Когда я прочитал страниц восемь этого романа и дошел до первого убийства, понял - дело так не пойдет. Надо провести рипперологические исследования, поднять историю вопроса, посидеть над источниками.
Сухие исторические факты: время и место убийств - Лондон, 1888 г.; убийца - неизвестный по прозвищу Джек Потрошитель (он же - Кожаный Фартук, он же - Тесак), жертвы - проститутки из Уайтчепела, район Ист-Энд; способ убийства - удушение; почерк убийцы - большинство жертв подверглись посмертному расчленению, из тел были извлечены некоторые органы; улики - письма убийцы, самое известное из которых получило название "Из ада", где ДП признается в каннибализме. Логичный вопрос: а как же отпечатки пальцев, следы обуви, разделочный нож?.. Ничего из канонических улик обнаружено не было. Ни-че-го. В руках следствия был только почерк на дешевой бумаге, да и писал ли их сам убийца - большой вопрос. Через газеты полиция предприняла попытки разослать факсимильные снимки этих писем в надежде, что кто-нибудь узнает автора, в итоге вызвав только неописуемую панику и страх горожан - убийца издевается над непобедимым законом... Общественник и меценат Джордж Ласк создает комитет бдительности, в задачи которого входят патрулирование опасных улиц, организация отрядов самообороны и другие профилактические функции. После пятого, особо жестокого убийства, Джек исчезает. Навсегда.
Пять "канонических" жертв:
1. Мэри Энн "Полли" Николс - 31 августа;
2. Энни Чепмэн - 7 сентября;
3. Элизабет Страйд - 30 сентября;
4. Кэтрин Эддоус - 30 сентября, 45 минут спустя после третьего убийства;
5. Мэри Дженнет Келли - 9 ноября.
Нулевая, или предварительная, жертва - Марта Табрам (в романе Тэйбрам) - 7 августа, за 25 дней до первого убийства - 39 ножевых ран...
Холмс, ознакомившись с особенностями первого, а по хронологии второго, убийства, находит в себе силы мрачно пошутить:
— Судя по крови на земле, убитую не переносили сюда извне, что немаловажно. Ссора завершилась здесь. Могу также сообщить, что аптекарь по соседству недавно стал жертвой ограбления, пара бездельников что-то не поделили и устроили драку на этом клочке земли. Констебль, что стоит слева от вас, — холостяк и имеет терьера. Таким образом, мой друг Уотсон, мы заканчиваем ровно на том же месте, с которого начали.
Второстепенные показатели ярко выделяются на фоне отсутствия улик...
Жертвы перед смертью не сопротивлялись: края ран ровные - пишет Фэй. От себя добавлю, физическое сопротивление вызывает приток крови, а ее было мало, да и это небольшое количество впитала в себя одежда жертв.
Роман, сразу видно, написан женщиной. В помощники Холмсу и Ватсону волей судьбы поступает Мэри Энн Монк, подруга одной из жертв, тоже хлебнувшая горя на лондонском дне. Холмс протянул руку помощи не просто так, первой встречной. Благодаря своим феноменальным способностям он увидел в несчастной Мэри весьма образованную, умную девушку со способностями к психологии и анализу. Именно ей ШХ поручил ответственный участок своего фронта - работа с важным свидетелем убийства Марты Тэйбрам, "предварительной" жертвы, с которого, как считает Холмс, и начал расти этот снежный ком.
Хорошо показана социальная среда, так сказать, почва... Почему после первых убийств, когда стало ясно, что появляться на улицах в ночное время небезопасно, женщины продолжают бродить во тьме? Всё просто - отсутствие денег лишает крыши над головой. У погибших порой не хватало каких-то полпенни, чтобы оплатить самую дешевую койку в ночлежке и они были вынуждены идти в ночь, другого выхода не было. Расчет на гроши, гарантирующие ночлег, обернулся ужасной расправой.
Или возьмем секреты ночного патрулирования в Лондоне. Не знаю, выдумка ли это автора или на самом деле так было, ночной констебль скрепляет входные двери контор бечевкой. При последующем обходе проверяет - не нарушена ли "пломба"? Однажды, увидев, что охранному приспособлению нанесен урон, полицейский стучит в дверь...
Холмс на протяжении всего романа - обычный живой человек. Его ранил убийца. Его возмутило головотяпство патологоанатомов - опять обмыли труп до его обследования великим сыщиком, а значит - смыли возможные улики, скрытые на теле под кровью! Однако Холмс не избежал и риторической окраски. Он снова возмущается, но в этот раз напоминает комичного литературного полковника на посиделках у викария:
— Я не позволю забавляться с собой подобным образом! Каких только низостей он и без того не совершил! И все же отправка консервированного человеческого органа лондонской королевской почтой превосходит всякое воображение. Словно мерзавец задался целью вогнать последний гвоздь в гроб нашего расследования!
Ту приходится гадать - в чем причина истерики: то ли почта виновата, что пересылает биоматериал в обычной посылке, то ли убийца совершенно обнаглел, то ли Холмс в глубоком нокдауне?.. Холмс также бросает упрек полиции в своем простое: нет отпечатков, нет ярких черт характера, словом, нет ничего, с чем он привык работать, да еще неуловимый наглец осмеливается курить сигареты из портсигара Холмса, утерянного в одной из схваток. Нет улик - так найди их! Пушкин что ли будет охотиться за неведомым злом, психопатическим организмом, сделанным из пара и зыбучего песка?
Не отстает от Холмса в "жизненности" и Ватсон. Он ставит себя в глупое положение, спрашивая Холмса, зачем тот стучит в очередную таинственную дверь и кто за ней живет, хотя из сведений, предоставленных Мэри Энн Монк, все, в том числе внимательные читатели и сам Ватсон, должны прекрасно знать, что Холмс стучит в зеленую дверь дома, где живет Данлеви, тот самый "важный свидетель". Холмс после такого вопроса с болью посмотрел на Ватсона, в тот час великому сыщику было не до шуток...
Организация сыщицкого труда. В распоряжении Холмса пять съемных квартир - укрыться от погони, переодеться, перевести дыхание и конечно же обмозговать создавшееся положение. Филиалы оборудованы самым необходимым: таз с водой, сундук с одеждой, столик, бутылка бренди...
Кстати, Фэй предлагает Холмса в качестве инициатора создания комитетов бдительности. Именно по его наводке Джордж Ласк занялся организацией широкомасштабной, но жизнь показала, малоэффективной охоты за ДП. Воодушевленная толпа породила массу прожектов и радикальных мер. Некоторые умные головы призывали переодеть полицейских в проституток, обтянуть Уатчепел электросвязью, выдав агентам специальные "тревожные" кнопки. И это не удивительно. Что может быть прогрессивнее викторианской Британии? Не эпоха, а бесконечный техноромантизм и триумф человеческого гения: лондонское метро, теория эволюции Дарвина, первые международные выставки и компактные фотоаппараты, электрическое освещение улиц, машина времени, путешествие в снаряде с Земли на Луну, стимпанк, дизельпанк... Куда уж больше?
Прогресс прогрессом, отвлеченные логические построения полезны для здоровья, но наступил тот момент истины, когда Холмсу, как это не раз бывало у АКД, необходимо было переродиться. Сбросить старую чешую травоядного ящера и отрастить тонкие крылья неумолимого воина. Вступить в схватку один на один. А как иначе? 9 ноября, когда значительные силы полиции были отвлечены на ежегодную процессию лорда-мэра, убивают Мэри Дженнет Келли, пятую девушку. Убийство качественно отличается от других. Мэри убита в собственной комнате, а значит жертва была более обеспеченной в отличие от своих бездомных товарок, если обзавелась углом и мебелью. Кровавая груда, то, что осталось от тела, лежит на кровати. Часть органов аккуратно разложена на столе. Лицо на подушке обезображено. Если раньше убийца действовал в условиях цейтнота и постоянной угрозы разоблачения, то здесь он не спешил.
Мой дом - моя крепость...Не избежал роман и ошибок.
Первая. Холмс указывает на факторы, позволившие ему установить убийцу. Например, объясняется использование мела и выдается чуть ли не за решающий кирпичик. Я не знаю, но это просто какое-то чисто английское секретное оружие - сделать более яркими белые полосы, чтобы избежать гнева вышестоящего начальства. Получается, человек на профессиональной основе носит в карманах кусок мела и время от времени поправляет на одежде полоски??? Как до такого додуматься общемировому читателю? А я думал, что мел можно использовать по-другому, например, обвести что-нибудь, предварительно наметить и т.д.
Вторая, самая вопиющая. Шерлок Холмс опытным путем установил, где живет убийца (члены комитета бдительности после убийства Элизабет Страйд упомянули место и даже уточнили, как расположен дом) и вдруг, проявляя чудеса дедукции и внезапной амнезии, устраивает допрос некоего лица с целью выяснить...где живет убийца!
Всё закончилось правильно, как в историческом детективе, очистительным огнем. А вот то, как автор объяснил исчезновение Джека Потрошителя для широких кругов - несомненное достоинство книги, дело коснулось не столько вопросов общественного порядка, сколько вопросов сохранения самой цивилизации. Всё большое начинается с малого. Незаметная трещина и ты летишь в тартарары.
Еще роман интересен тем, что поднимает тему криминального события, которому суждено было стать одним из мифов западной цивилизации, наряду с таинственным убийством Джона Фитцджеральда Кеннеди. О самом Джеке Потрошителе написано много документальных исследований, монографий, отчетов. Даже проведен рекламный и антинаучный, по моему мнению, генетический анализ платка одной из жертв, что позволило предположить, что ДП был польский эмигрант. Было выпущено достаточное количество кино- и телефильмов, из сравнительно современных - с Майклом Кейном и Джонни Деппом. Но вот литературно-художественного материала история о Джеке Потрошителе оставила на удивление мало. Роберт Блох, Эллери Квин, Линдси Фэй и практически всё. Линдси Фэй старательно восполнила пробел Конан Дойля, несправедливо, по мнению многих, лишившего своего героя увлекательного противостояния с воплощением зла и предложила свою, я считаю, яркую версию удивительных и страшных событий, потрясших викторианское общество, раздвинув имеющиеся исторические факты собственной фантазией и интригующим детективным расследованием.