М.Шеваль и П.Вале
Добавлено: 26 ноя 2010, 11:41
М.Шеваль и П.Вале
Начать хотелось бы с предисловия Jo Nesbo, (известного норвежского автора детективов, в России известного , как Ю Несбё ) к книге М.Шеваль и П.Валлё "Мужчина на балконе":
"Художник стоит на плечах тех, кто был до него. Это так, несмотря на то, нравится ему или нет, осознает ли он это или остается в неведении. И неважно, танцует ли он, или играет в футбол, или пишет книги, он создает свое, основываясь на работе предшественников.
Однако некоторые плечи бывают пошире остальных, и тем, кто стоит на них, не всегда удается достичь той же высоты.
Шеваль и Валлё, например, имеют плечи, на которых расположились все современные авторы криминального жанра. И мы все там. Даже те, кто никогда не читал их книг, на этом основании считая себя свободными от их влияния.
Потому что Шеваль и Валлё , вместе с Р.Чандлером, Д.Хамметтом и Ж.Сименоном, очертили границы жанра и читательских ожиданий в отношении того, какой должна быть детективная литература. Они установили точку отсчета, ту печку, от которой писатель с повязкой на рукаве "Криминальный роман" начинает танцевать со своим читателем.
Куда он пойдет дальше, всецело зависит от индивидуума. И, естественно, он может создать что–то свое, как сделали Шеваль и Валлё."
Пер Фредрик Валё (швед. Per Fredrik Wahlöö, 1926-1975), родился в приходе Тэлэ (швед.Tölö) недалеко от Гётеборга, после окончания Лундского университета с 1946 работал в различных шведских газетах и журналах репортером по спортивной и уголовной хронике. В 1950-е участвовал во многих движениях, в основном, леворадикального толка, в том числе и за границей, в частности, в Испании, что закончилось его высылкой из страны в 1957 как персоны нон грата.
После возвращения в Швецию Валё работал сценаристом на радио и телевидении; являлся также редактором нескольких журналов. До встречи с Май Шевалль как писатель дебютировал в 1959 романом «Коза божья» (Himmelsgeten), в котором, как и в его последующих произведениях — «Ветер и дождь» (Vinden och regnet), «Грузовик» (Lastbilen), «Миссия» (Uppdraget), «Розы не растут на Оденплан» (Dеt växer inga rosor på Odenplan), «Генералы» (Generalerna) — критиковались злоупотребления властью и темные стороны буржуазного общества, как в Швеции, так и в других странах, в том числе, вымышленных. Русскому читателю из их числа известны только две откровенно мрачные антиутопии с инспектором Йенсеном в качестве главного героя: "Убийство на 31-м этаже"(Mord på 31:a våningen, в русском переводе – "Гибель 31-го отдела") и "Стальной прыжок" (Stälspranget), неоднократно издававшиеся в сборниках детективов и научной фантастики.
Среди прочих работ, за Валё числятся переводы на шведский нескольких романов, в частности детективов Эвана Хантера (Эда Макбейна), политических триллеров, а также социологические исследования, посвященные сравнительному изучению методов работы полиции в Швеции, США, Англии и СССР.
Умер П. Валё в 1975 в Мальмё, в возрасте неполных 49 лет от панкреатита (согласно другим данным, от рака поджелудочной железы).
Май Шёвалль (1935- ) родилась в Мальмё. Изучала журналистику и графику, затем работала репортером и художественным редактором в ряде газет и журналов. С 1959 по 1961 работала редактором издательства Wahlstrüm and Widstrad, а также литературным критиком.
М. Шёвалль и П. Валё встретились в 1961, когда оба они работали в одном журнале. В 1962 они поженились и затем, после рождения двух сыновей, Тетца и Йенса, задумали цикл криминальных романов, объединенных общими персонажами во главе с ассистентом комиссара полиции (в дальнейшем – комиссаром) Мартином Беком. Писали, по их словам, «когда укладывали детей спать», параллельно по-прежнему работая редакторами журналов. Серия романов была начата в 1965 с «Розанны», а закончена спустя 10 лет книгой «Террористы» (была издана уже после смерти П. Валё).
Сотрудничество П. Валё и М. Шёвалль было основано на их журналистском опыте, обусловившем специфический стиль романов, для которого характерны краткость, четкость и детализация. По мысли самого П. Валё целью цикла было «использовать детектив как скальпель, вскрывающий пороки доведенного до идеологической нищеты и морального краха так называемого „общества всеобщего благосостояния“». И тот, и другая были приверженцами марксизма, хотя и не состояли членами коммунистической партии, образцовым обществом для них было восточно-германское.
После смерти П. Валё М. Шёвалль написала всего две книги: «Женщина, похожая на Грету Гарбо» (Kvinnan som liknade Greta Garbo, 1990 - художественная биография великой актрисы шведского происхождения) и «Последняя поездка и другие рассказы» (Sista resan och andra berättelser, 2007).
Книги Шеваль / Вале были переведены на несколько языков.
Детективные романы (серия о Мартине Беке)
1. "Розанна" (Roseanna, 1965)
2. "Человек, который испарился" (Mannen som gick upp i rök, 1966)
3. "Мужчина на балконе" (Mannen på balkongen, 1967)
4. "Смеющийся полицейский"(Den skrattande polisen, 1968)
5. "Пропавшая пожарная машина" (Brandbilen som försvann, 1969)
6. "Полиция, полиция, картофельное пюре!" (Polis, polis, potatismos!, 1970)
7. "Негодяй из Сэфлe" (Den vedervärdige mannen från Säffle, 1971)
8. "Закрытая комната" (Det slutna rummet, 1972)
9. "Убийца полицейских" (Polismördaren, 1974)
10. "Террористы" (Terroristerna, 1975)
Начать хотелось бы с предисловия Jo Nesbo, (известного норвежского автора детективов, в России известного , как Ю Несбё ) к книге М.Шеваль и П.Валлё "Мужчина на балконе":
"Художник стоит на плечах тех, кто был до него. Это так, несмотря на то, нравится ему или нет, осознает ли он это или остается в неведении. И неважно, танцует ли он, или играет в футбол, или пишет книги, он создает свое, основываясь на работе предшественников.
Однако некоторые плечи бывают пошире остальных, и тем, кто стоит на них, не всегда удается достичь той же высоты.
Шеваль и Валлё, например, имеют плечи, на которых расположились все современные авторы криминального жанра. И мы все там. Даже те, кто никогда не читал их книг, на этом основании считая себя свободными от их влияния.
Потому что Шеваль и Валлё , вместе с Р.Чандлером, Д.Хамметтом и Ж.Сименоном, очертили границы жанра и читательских ожиданий в отношении того, какой должна быть детективная литература. Они установили точку отсчета, ту печку, от которой писатель с повязкой на рукаве "Криминальный роман" начинает танцевать со своим читателем.
Куда он пойдет дальше, всецело зависит от индивидуума. И, естественно, он может создать что–то свое, как сделали Шеваль и Валлё."
Пер Фредрик Валё (швед. Per Fredrik Wahlöö, 1926-1975), родился в приходе Тэлэ (швед.Tölö) недалеко от Гётеборга, после окончания Лундского университета с 1946 работал в различных шведских газетах и журналах репортером по спортивной и уголовной хронике. В 1950-е участвовал во многих движениях, в основном, леворадикального толка, в том числе и за границей, в частности, в Испании, что закончилось его высылкой из страны в 1957 как персоны нон грата.
После возвращения в Швецию Валё работал сценаристом на радио и телевидении; являлся также редактором нескольких журналов. До встречи с Май Шевалль как писатель дебютировал в 1959 романом «Коза божья» (Himmelsgeten), в котором, как и в его последующих произведениях — «Ветер и дождь» (Vinden och regnet), «Грузовик» (Lastbilen), «Миссия» (Uppdraget), «Розы не растут на Оденплан» (Dеt växer inga rosor på Odenplan), «Генералы» (Generalerna) — критиковались злоупотребления властью и темные стороны буржуазного общества, как в Швеции, так и в других странах, в том числе, вымышленных. Русскому читателю из их числа известны только две откровенно мрачные антиутопии с инспектором Йенсеном в качестве главного героя: "Убийство на 31-м этаже"(Mord på 31:a våningen, в русском переводе – "Гибель 31-го отдела") и "Стальной прыжок" (Stälspranget), неоднократно издававшиеся в сборниках детективов и научной фантастики.
Среди прочих работ, за Валё числятся переводы на шведский нескольких романов, в частности детективов Эвана Хантера (Эда Макбейна), политических триллеров, а также социологические исследования, посвященные сравнительному изучению методов работы полиции в Швеции, США, Англии и СССР.
Умер П. Валё в 1975 в Мальмё, в возрасте неполных 49 лет от панкреатита (согласно другим данным, от рака поджелудочной железы).
Май Шёвалль (1935- ) родилась в Мальмё. Изучала журналистику и графику, затем работала репортером и художественным редактором в ряде газет и журналов. С 1959 по 1961 работала редактором издательства Wahlstrüm and Widstrad, а также литературным критиком.
М. Шёвалль и П. Валё встретились в 1961, когда оба они работали в одном журнале. В 1962 они поженились и затем, после рождения двух сыновей, Тетца и Йенса, задумали цикл криминальных романов, объединенных общими персонажами во главе с ассистентом комиссара полиции (в дальнейшем – комиссаром) Мартином Беком. Писали, по их словам, «когда укладывали детей спать», параллельно по-прежнему работая редакторами журналов. Серия романов была начата в 1965 с «Розанны», а закончена спустя 10 лет книгой «Террористы» (была издана уже после смерти П. Валё).
Сотрудничество П. Валё и М. Шёвалль было основано на их журналистском опыте, обусловившем специфический стиль романов, для которого характерны краткость, четкость и детализация. По мысли самого П. Валё целью цикла было «использовать детектив как скальпель, вскрывающий пороки доведенного до идеологической нищеты и морального краха так называемого „общества всеобщего благосостояния“». И тот, и другая были приверженцами марксизма, хотя и не состояли членами коммунистической партии, образцовым обществом для них было восточно-германское.
После смерти П. Валё М. Шёвалль написала всего две книги: «Женщина, похожая на Грету Гарбо» (Kvinnan som liknade Greta Garbo, 1990 - художественная биография великой актрисы шведского происхождения) и «Последняя поездка и другие рассказы» (Sista resan och andra berättelser, 2007).
Книги Шеваль / Вале были переведены на несколько языков.
Детективные романы (серия о Мартине Беке)
1. "Розанна" (Roseanna, 1965)
2. "Человек, который испарился" (Mannen som gick upp i rök, 1966)
3. "Мужчина на балконе" (Mannen på balkongen, 1967)
4. "Смеющийся полицейский"(Den skrattande polisen, 1968)
5. "Пропавшая пожарная машина" (Brandbilen som försvann, 1969)
6. "Полиция, полиция, картофельное пюре!" (Polis, polis, potatismos!, 1970)
7. "Негодяй из Сэфлe" (Den vedervärdige mannen från Säffle, 1971)
8. "Закрытая комната" (Det slutna rummet, 1972)
9. "Убийца полицейских" (Polismördaren, 1974)
10. "Террористы" (Terroristerna, 1975)