Страница 1 из 2

Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 27 июл 2011, 21:39
Автор Роджер Шерингэм
Карел Чапек
Карел Чапек (Karel Čapek, 9 января 1890 - 25 декабря 1938) - чешский писатель, классик чешской литературы, внесший также большой вклад в развитие мировой фантастики и антиутопии.
Размещать здесь страницу Чапека - дело, конечно, рискованное. Считать или нет некоторые из его произведений чисто детективными - дело вкуса и личного выбора, но, поскольку я их таковыми считаю, то и создание темы на моей совести.
Биография Чапека хорошо известна, много где описана и, в общем, бедна фактами. Родился в семье сельского врача, закончил Карлов университет в Праге, защитил диссертацию. Параллельно начал писать. Поначалу вместе с братом Йозефом, будущим известным художником, потом один. Поначалу увлекался авангардными течениями, потом охладел к ним. На фронт Первой мировой не попал по здоровью. С 1921 года до конца жизни работал в пражской газете "Лидове новины", постоянно и неизменно публикуя там заметки на самые разные темы - от политики и путешествий до нежно любимых им домашних животных и садоводства. Одновременно начал писать пьесы и благодаря этому прославился. Не оставляя драматургии, принялся и за романы. В 1935 году женился на давней знакомой, актрисе Ольге Шайнпфлюговой, игравшей в его пьесах. Ждал больше 10 лет и сделал это только после смерти родителей, чтобы не огорчать их браком, которого они не одобряли. Умер незадолго до захвата Чехословакии нацистами от внезапного воспаления лёгких, не желая эмигрировать.
В европейской литературе XX века Чапек занимает место странное и недооценённое любителями литературы, так сказать, "высокой". Похоже, причина тут в его творческой установке. В то время, как иные крупные писатели по всей Европе писали книжки сложные, экспериментальные или же просто рассчитанные на серьёзное усилие со стороны целеустремлённого читателя, Чапек сознательно работал с массовой культурой. Чехия - страна маленькая и не слишком богатая великими писателями, и внезапно свалившееся на Чапека положение живого классика обязало его, как ему показалось, быть близким и понятным читателю, чтобы сказать ему всё то, что Чапек пытался сказать. И он писал фантастику, писал сказки, исправно писал газетные "подвалы" (одни только лучшие образцы которых занимают два с половиной тома в его собрании сочинений). Пытался писать детективы. Все это не мешало ни философской наполненности, ни подчас оригинальной композиции его массовых вещей. Не мешало параллельно делать вещи сюжетно ослабленные и чисто психологические, но также написанные доступно. В России парадоксальным образом знают его в основном любители фантастики, хотя как раз в фантастических его вещах, наряду с глубокими и актуальными прозрениями, много злободневной на тот момент политики, ныне уже требующей подробного комментария, затрудняющего чтение.
В сборнике статей "Марсий", изданном в 1931 году, Чапек пытается осмыслить различные жанры массовой литературы. Имеется там и эссе "Холмсиана, или о детективных романах", выделяющее мотивы популярности детектива у читателя. Некоторые из них (щекотание нервов читателя преступлением, воздаяние справедливости, интригующая загадка, Ватсон как альтер эго читателя) очевидны и подчеркивались многими, другие гораздо любопытнее, как, например, сравнение преступника и особенно сыщика с эпическим героем прошлого, совершающим "необыкновенное личное деяние", или хитрецом-трикстером, своеобразным наследником Тиля Уленшпигеля. Сыщик, по Чапеку, выступает как возможность показать подобный фольклорный тип в современной среде, выведя его как преуспевающего рационалиста. Остроумно и соображение, что во многом сюжет детектива зачастую основан на удачных для сыщика случайностях (диктуемых, разумеется, авторским замыслом), тогда как читатель клянет себя несообразительным.
Здесь же Чапек замечает, что сам пытался написать детектив, но вышел-де из этого сборник рассказов "Распятие", который никто-де за детектив из читателей не признал. Действительно, "Распятие" совершенно не детектив, хотя в некоторых из рассказов сборника присутствуют схожие мотивы, в особенности, в "Горе", где сюжет начинается с расследования того, стал ли найденный труп жертвой убийства, а также в "Лиде", где Мартинец пытается найти свою жену, опираясь на логические рассуждения Голуба по поводу ее исчезновения. Но, покружив чуть-чуть вокруг детективной линии, сюжет в обоих случаях переходит на внутренний выбор героев, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их моральные колебания. Резонно предположить, что, если даже Чапек и начинал писать детектив, то к завершению работы его цели уже поменялись (а цель рассказать читателю о моральном выборе человека на жизненном распутье там безусловно достигнута, хотя и тяжеловесно по сравнению с последующими книгами Чапека). Вероятнее же, квалификация "Распятия" как неудавшегося детектива - просто позднейшая шутка автора, поскольку в период написания книги он ни разу не декларировал такой цели друзьям.
И в то же время детективы Чапеку написать вполне удалось. Это изданные в 1929 году "Рассказы из одного кармана", лишь на первый взгляд выглядящие набором забавных жизненных казусов. Сам Чапек делил рассказы сборника на "гносеологические и юридические". Разумеется, замысел автора и здесь шире просто детектива, поэтому мало где есть каноническая жанровая схема, требующая загадки и её логического решения путём накопления фактов. Пародийно травестируются и сами загадки, а также "неожиданные" решения. И хотя большинство рассказов сборника так или иначе связаны с "юридической" темой преступлений, это всего лишь наиболее простая для реалистической прозы возможность показать персонажей в необычных обстоятельствах, вынуждающих и их проявить себя необычно. А забавные повороты следствия - способ иронически показать ограниченность здравого смысла, не учитывающего возможности курьёзного и необычного.
К полноценному классическому детективу здесь можно отнести "Исчезновение актёра Бенды", в котором присутствуют и криминальная загадка, и последовательное расследование её одним из героев с раскрытием в финале. Чисто детективен по построению и "Поэт", ведётся логическое расследование в "Преступлении на почте" и в "Купоне", который можно считать образцом полицейского детектива. Остроумно сравниваются методы детектива и историка в "Гибели дворянского рода Вотицких", где блестяще раскрыто преступление из далекого прошлого. В "Похищенном документе" пародируется еще толком не зародившийся шпионский детектив, "Пропавшее письмо" - остроумная вариация на тему Эдгара По, а "Эксперимент профессора Роусса" перекликается с честертоновской "Ошибкой машины". Проблему того, как на самом деле доходят до истины великие сыщики, затрагивает "Случай с доктором Мейзликом". При этом в большинстве рассказов детективного типа действует серийный персонаж - тот самый доктор Мейзлик, молодой полицейский чиновник.
В том же году в продолжение сборника появились "Рассказы из другого кармана", где детективный и вообще криминальный элемент существенно меньше, однако доктор Мейзлик вновь ведёт успешное следствие в "Исчезновении господина Гирша". Успешное применение в следствии психоанализа иронически изображено в "Головокружении". Своеобразный несостоявшийся детектив - "Украденное убийство". А "Смерть барона Гандары" - лучший, пожалуй, образец детективного жанра у Чапека, наглядно демонстрирующий разницу между книжным детективом и реальной жизнью.
Отмечу, что, если в статье я постарался охарактеризовать те рассказы, которые, на мой вкус, можно считать в той или иной мере чисто детективными, то в библиографии перечисляю все рассказы, имеющие криминальный элемент либо элементы применения логических методов для решения какой-либо проблемы (но не все рассказы данных сборников), чтобы интересующиеся могли сами решить, что из них можно отнести к детективу.
Библиография | +
Сборник рассказов "Распятие" (Boží muka, 1917):
"След"
"Лида"
"Гора"
"След II"

Сборник рассказов "Рассказы из одного кармана" (Povídky z jedné kapsy, 1929):
"Случай с доктором Мейзликом"
"Голубая хризантема"
"Гадалка"
"Ясновидец"
"Эксперимент профессора Роусса"
"Пропавшее письмо"
"Похищенный документ № 139/VII отд. "С""
"Человек, который никому не нравился"
"Поэт"
"Происшествия с паном Яником"
"Гибель дворянского рода Вотицких"
"Дело Сельвина"
"Следы"
"Купон"
"Конец Оплатки"
"Последний суд"
"Преступление в крестьянской семье"
"Исчезновение актёра Бенды"
"Покушение на убийство"
"Преступление на почте"

Сборник рассказов "Рассказы из другого кармана" (Povídky z druhé kapsy, 1929):
"Похищенный кактус"
"Рассказ старого уголовника"
"Исчезновение господина Гирша"
"История о взломщике и поджигателе"
"Украденное убийство"
"Случай с младенцем"
"Графиня"
"История дирижёра Калины"
"Смерть барона Гандары"
"Похождения брачного афериста"
"Головокружение"
"Взломщик-поэт"
"Обыкновенное убийство"
"Присяжный"

Публицистика на детективную тему:
"Марсий, или по поводу литературы" (Marsyas čili na okraj literatury, 1931):
"Последний эпос, или Роман для прислуги"
"Холмсиана, или О детективных романах"

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 28 апр 2014, 15:23
Автор Ser
Карел Чапек "Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана". - Замечательно! Юмористические, детективные, около детективные и совсем недетективные. Самое главное, не скучные. Рекомендую всем любителям любого жанра.

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 28 апр 2014, 15:33
Автор Виктор
Ser писал(а):Карел Чапек "Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана". - Замечательно! Юмористические, детективные, около детективные и совсем недетективные. Самое главное, не скучные. Рекомендую всем любителям любого жанра.

Читал в юности. Присоединяюсь к Ser. Рассказы отличные. Детективы юмористические. Не для серьёзного чтения, а для вечернего отдыха и развлечения.

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 20 май 2014, 13:34
Автор Mrs. Melville
Ser писал(а):Карел Чапек "Рассказы из одного кармана. Рассказы из другого кармана". - Замечательно! Юмористические, детективные, около детективные и совсем недетективные. Самое главное, не скучные. Рекомендую всем любителям любого жанра.
Ой, замечательные рассказы. Я многие время от времени перечитываю. А мой любимый "Поэт" насколько я помню, вообще был создан на основе реального происшествия ))

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 01 сен 2017, 13:51
Автор Роджер Шерингэм
В постскриптум к статье отмечу, что некоторые детективные черты присутствуют также в вышедшем в 1933 году романе Чапека "Гордубал". Детективом и даже криминальным романом в полной мере его считать, безусловно, нельзя (поэтому я его не внес в библиографию), поскольку, во-первых, он основан на реальных событиях, хорошо известных его первым читателям, и, стало быть, для изначальной целевой аудитории убийство главного героя не представляло тайны, во-вторых, убийство в нём происходит ближе к концу книги, а его разгадка очевидна для каждого читателя. И, наконец, "Гордубал" вместе с "Метеором" и "Обыкновенной историей" входит в трилогию, основная идея которой - показать, что реальная жизнь любого человека, даже самого незаметного, гораздо сложнее и богаче, чем это может показаться окружающим. Именно на доказательство этой идеи работает сюжет "Гордубала" - в первой части романа показана реальная жизнь будущих героев криминальной драмы, во второй части - следствие по убийству Гордубала, которое ведут двое полицейских, причем Бигл, своего рода "проницательный сыщик", решает дело как отвлеченную загадку, собирая факты и улики и выстраивая из них логичную версию, а Гельнай постоянно указывает коллеге на то, что реальная жизнь и реальные взаимосвязи участников дела могут быть гораздо сложнее, чем они предстают в версии Бигла, в целом верной, но очень сильно спрямляющей и упрощающей правду жизни. Наконец, в третьей части показан суд над убийцами Гордубала, где истинные обстоятельства дела упрощаются ещё сильнее даже по сравнению с версией Бигла, окончательно загоняясь в привычные для членов суда схемы.
Тем не менее, использование и обыгрывание Чапеком детективной модели (причём не просто темы преступления, а именно темы логического раскрытия преступления) при написании, так сказать, "идейного" романа лишний раз доказывает как интерес писателя к детективному жанру, так и глубокое понимание им законов этого жанра. В том числе, подчеркну, и присущих этому жанру определённой схематизации и упрощения реальной жизни.

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 18 авг 2018, 19:01
Автор Петр Алексеевич
Почему-то имя Чапека не видно в общем списке авторов на букву "Ч"

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 18 авг 2018, 19:03
Автор Роджер Шерингэм
Ещё сюда можно перенести рекомендации на него из общей темы, там точно оставлял как минимум Ser

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 18 авг 2018, 19:35
Автор Доктор Фелл
Главное не забыть сделать это после отпуска. Я имею ввиду внести в алфавитный список.
Сообщения с темы рекомендаций перенес.

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 10 окт 2019, 14:02
Автор Miranda
На букву "Ч" Чапека по-прежнему не видать.

А рассказы - прелесть. Я по ним сейчас чешский изучаю.

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 10 окт 2019, 14:26
Автор Доктор Фелл
Off topic:
Miranda. Спасибо что обратили внимание. Внес в алфавитный список.

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 10 окт 2019, 15:13
Автор Доктор Немо
Это всего лишь моё предложение :) но, прочитав рассказ «Следы», я, кажется, понял, почему у РШ невозможность со следами — самая любимая.

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 10 окт 2019, 16:36
Автор Роджер Шерингэм
Doctor Nemo
Да, это один из факторов. Но есть ещё второй фактор - "Крылатый кинжал" Честертона с отсутствием следов.

Хотя мои любимые рассказы из около-детективных всё-таки "Поэт" и "Гибель рода Вотицких".

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 10 окт 2019, 19:59
Автор Miranda
Мне еще очень нравится "Купон".

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 10 окт 2019, 20:09
Автор Роджер Шерингэм
"Купон" более серьёзная вещь. Он, так же как "Преступление на почте", примыкает скорее к самым философским рассказам в этом цикле, таким, как "Последний суд", так что я их и оцениваю в другом регистре, не чисто детективном, а ближе к психологическим романам. Получается, что именно потому, что Чапек всерьёз детективы как таковые не писал, а просто использовал форму, его откровенно хулиганские рассказы для меня легче оценить как детектив, чем серьёзные с детективным сюжетом.

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 11 окт 2019, 00:06
Автор Miranda
Похищенный документ no 139/VII отд."С" - откровенно хулиганский рассказ. И очень забавный. :jokingly:

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 09 янв 2020, 18:41
Автор Роджер Шерингэм
130 лет Чапеку.
Писать о нём что-то незачем, переводить всё давно переведено, а вот его собственный рисунок из "Английских писем".
Изображение

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 22 июн 2020, 21:50
Автор Доктор Немо
Возник вопрос насчёт серийного героя Чапека.
Доктор Мейзлик — а почему он, собственно, называется доктором? Он не полицейский врач, это точно. Тогда что у него за должность была в полиции (потом он стал, как я помню, комиссаром)?

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 22 июн 2020, 22:48
Автор Роджер Шерингэм
Потому что у него докторская степень (как и у самого Чапека), диссертацию в университете защитил, по нему и видно.

Должность у него не вполне понятная, в тексте просто "полицейский чиновник".

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 23 июн 2020, 00:13
Автор Miranda
"Но наш полицейский комиссар, Мейзлик, спросил у них, какой товар мог стоить пятьдесят пять крон".

"Купон"

Re: Карел Чапек

СообщениеДобавлено: 23 июн 2020, 01:32
Автор Роджер Шерингэм
В "Купоне" он продвинулся в должности, о чём доктор Немо и пишет. В первых рассказах цикла он просто "policejní úředník". Кроме того, надо иметь в виду, что у чехов должность комиссара в полиции не так чтобы высокая, не как в Англии. Поручик Борувка тоже в комиссарском статусе. И Мейзлик в "Купоне" ведёт вполне рядовое расследование, не что-то, требующее курирования высоким чином.