Вэл Генри Гилгуд
Добавлено: 14 мар 2015, 16:43
Вэл Генри Гилгуд
Вэл Генри Гилгуд Val Henry Gielgud (28.04.1900, Лондон – 30.11.1981, Лондон) – английский актер, режиссер и радиоведущий; офицер и командор ордена Британской империи. Гилгуд стал родоначальником современных радиопостановок "Би-би-си", а также поставил самый первый телеспектакль.
Вэл – второй из четырех детей (второй из трех сыновей) Фрэнка Генри Гилгуда Frank Henry Gielgud(1860–1949), биржевого маклера польского происхождения, и его жены Кейт Терри Kate Terry (1868–1958), племянницы выдающейся актрисы Эллен Терри Ellen Terry и двоюродной сестры Эдварда Гордона Крэга Edward Gordon Craig. Семья очень повлияла на интересы Вэла: восхищение польскими предками-военными пробудило в нем страсть к военной истории, а будучи по материнской линии отпрыском знаменитого актерского клана Терри, Гилгуд с детства окунулся в атмосферу театра. Младший брат Вэла Гилгуда – сэр Джон Гилгуд (актер, режиссер, один из крупнейших исполнителей шекспировских ролей в истории театра; играл в нескольких постановках своего брата) – пошел по стопам «театральной» родни. А старший – Льюис Гилгуд, кавалер Ордена Британской империи,- ученый, писатель, разведчик и гуманитарный деятель.
В 1918 году Вэл Гилгуд, выпускник Школы Рагби Rugby School , вступил в кадетский батальон дворцовой стражи. После окончания войны Гилгуд становится студентом исторического отделения Тринити-колледжа в Оксфорде. Окончив университет, Гилгуд попробовал себя в разных областях: работал секретарем члена Парламента, был актером и помощником редактора комиксов. И в то же время не переставал писать. Но писательство он никогда не считал своим основным занятием, скорее развлечением.
В 1928 году друг Гилгуда редактор Эрик Машвиц Eric Maschwitz пригласил его к себе в «Radio Times» - еженедельник о телевидении и радио - заместителем. Машвиц и Гилгуд были не только близкими друзьями, но и соавторами детективов. В целом, Гилгуд написал (как сам, так и в соавторстве) 26 детективных романов, сборник рассказов, два исторических романа, 19 пьес, 4 киносценария, 40 радиопьес, 7 документальных книг, не говоря уже о том, что выступил редактором двух книг.
Работа в «Radio Times» было первым знакомством с корпорацией "Би-би-си". Хотя Гилгуд не принимал участие в постановке радиопрограмм, он часто, пользуясь положением в журнале, показывал свое видение радиоспектакля: в автобиографии Гилгуд признался, что несколько писем радиослушателей, напечатанных в журнале и критикующих различные аспекты продукции "Би-би-си", он написал сам.
В январе 1929 года Вэла Гилгуда назначили программным директором Би-би-си, ответственным за все радиопостановки. Это было дерзновенное и неожиданное назначение, ведь до этого он не поставил ни одной радиопьесы. Он сменил на этом посту R.E. Jeffrey, чью продукцию регулярно критиковал в своих письмах на страницах «Radio Times». Пребывая в должности программного директора, Гилгуд добился больших успехов. Осуществляя контроль за радиопостановками, он и сам пишет пьесы, в шести из которых сыграл небольшие роли.
Взяв на себя руководство маленьким разноплановым отделом, выпускающим в год около двадцати постановок, он передал своему преемнику Мартину Эсслину Martin Esslin крупнейший в мире отдел радиопостановок с объемом продукции около тысячи спектаклей в год.
Как и многие «первопроходцы», Гилгуда часто подвергали критике. В 1941 году его радиоспектакль The Man Born to be King по сценарию Дороти Сэйерс практически запретили транслировать в эфире, но он стал одной из самых блистательных постановок и получил народное признание. Десять лет спустя прения в парламенте, вызванные его собственной пьесой Party Manners, упрочили позицию "Би-би-си" как средства массовой информации, неподдающегося прямому политическому давлению.
Гилгуда восхваляют за изобретение различных приемов радиопостановок, которые до сих пор в ходу. Он постоянно напоминал своим сотрудникам, что радиоспектакль – это возможность задействовать больше актеров, а также создать необычную атмосферу, в отличие от театрального спектакля. Он придерживался теории, что если театральные пьесы показывают действия персонажей, то в радиопьесах есть возможность заглянуть им в души.
Вэл Гилгуд был не сторонником мыльных опер, которые в то время занимали видное положение на радиостанциях США. Им он предпочитал непродолжительные пьесы различных жанров, выпускал программы как для массового слушателя, так и для ценителей, разбавляя детективные и остросюжетные программы классическими: среди прочего, читались пьесы Шекспира.
В июле 1930 года Гилгуда как генерального программного директора радио "Би-би-си" пригласили принять участие в пробной постановке небольшой пьесы на только зарождающемся телевидении. Пьеса The Man With the Flower in His Mouth итальянского драматурга Луиджи Пиранделло была выбрана за незначительные декорации, небольшое число персонажей и малую продолжительность – около получаса. Она транслировалась в прямом эфире вечером 14 июля 1930 года (первобытная технология телевещания: 30-строчный телевизионный формат, на экране одновременно виден только один актер, но тем не менее, эксперимент оказался удачным).
Работу на радио Гилгуд временами совмещает с телевидением, адаптируя для кино свой радиоспектакль Death at Broadcasting House. В 1939 году его временно переводят в Телевизионную службу "Би-би-си" в Александра-палас. Во время своей «командировки» на телевидение Вэл Гилгуд выпустил один 30-минутный фильм Ending It, сценарием для которого послужил написанный им рассказ. Главные роли сыграли Джон Робинсон John Robinson и Джоан Мэрион Joan Marion. Фильм вышел в эфир 25 августа 1939 года. Полнометражная же версия, отрепетированная, готовая к постановке, должна была выйти в эфир вечером 1 сентября, но телевизионная служба приостановила вещание в ожидании объявления войны.
Во время Второй мировой войны Гилгуд работал на радио. В 1946 телевещание возобновилось и, вернувшись на телевидение, он был назначен главой отдела телеспектаклей. И хотя руководство, памятуя о его заслугах в области радиопостановок, надеялось, что он сформирует новый жанр телеспектаклей, заведование Гилгуда не принесло большого успеха: как и многие режиссеры, работающие под его руководством, он не испытывал большой симпатии к телевидению и не оценил по достоинству его возможности по сравнению с радио. В 1952 году он ушел из телевидения.
В 1950-х годах Гилгуда привлекли к постановке серии радиоспектаклей о Шерлоке Холмсе, где роль сыщика досталась его брату Джону Гилгуду, роль доктора Ватсона - Ральфу Ричардсону, а самому Гилгуду – роль Майкрофта Холмса. Трансляция шла в рамках развлекательной программы "Би-би-си". В это время Гилгуд находился в конфронтации с молодыми сотрудниками своего отдела: в отличие от них он не смог оценить по достоинству работы таких драматургов как Гарольд Пинтер и Сэмюэл Беккет. В частности, Гилгуд забраковал «В ожидании Годо» Беккета, и английский дебют пьесы состоялся на сцене, а не в радиоэфире.
Гилгуд был женат пять раз, первый – в 1921 году, еще будучи студентом Оксфорда; его женой стала восемнадцатилетняя дочь дирижера и музыкального педагога Сергея Мамонтова и Натальи Шереметьевской Наталья Мамонтова (1903-1969), брак продлился лишь два года. Последующие браки: с Барбарой Диллон Barbara Dillon, Ритой Вейл Rita Vale, Моникой Грей Monica Grey и Джун Бейли June Bailey, с которой он прожил до своей смерти. У Вэла Гилгуда был один сын, а его внук – Пирс Гилгуд Piers Gielgud– известный хореограф. Умер Вэл Гилгуд в возрасте 81 года.
Серийный герои его произведений: Энтони Хэвиленд Antony Havilland, инспектор Грегори Пеллью Inspector Gregory Pellew, виконт Климпинг Viscount Clymping и инспектор Саймон Спирз Inspector Simon Spears.
Вэл Генри Гилгуд Val Henry Gielgud (28.04.1900, Лондон – 30.11.1981, Лондон) – английский актер, режиссер и радиоведущий; офицер и командор ордена Британской империи. Гилгуд стал родоначальником современных радиопостановок "Би-би-си", а также поставил самый первый телеспектакль.
Вэл – второй из четырех детей (второй из трех сыновей) Фрэнка Генри Гилгуда Frank Henry Gielgud(1860–1949), биржевого маклера польского происхождения, и его жены Кейт Терри Kate Terry (1868–1958), племянницы выдающейся актрисы Эллен Терри Ellen Terry и двоюродной сестры Эдварда Гордона Крэга Edward Gordon Craig. Семья очень повлияла на интересы Вэла: восхищение польскими предками-военными пробудило в нем страсть к военной истории, а будучи по материнской линии отпрыском знаменитого актерского клана Терри, Гилгуд с детства окунулся в атмосферу театра. Младший брат Вэла Гилгуда – сэр Джон Гилгуд (актер, режиссер, один из крупнейших исполнителей шекспировских ролей в истории театра; играл в нескольких постановках своего брата) – пошел по стопам «театральной» родни. А старший – Льюис Гилгуд, кавалер Ордена Британской империи,- ученый, писатель, разведчик и гуманитарный деятель.
В 1918 году Вэл Гилгуд, выпускник Школы Рагби Rugby School , вступил в кадетский батальон дворцовой стражи. После окончания войны Гилгуд становится студентом исторического отделения Тринити-колледжа в Оксфорде. Окончив университет, Гилгуд попробовал себя в разных областях: работал секретарем члена Парламента, был актером и помощником редактора комиксов. И в то же время не переставал писать. Но писательство он никогда не считал своим основным занятием, скорее развлечением.
В 1928 году друг Гилгуда редактор Эрик Машвиц Eric Maschwitz пригласил его к себе в «Radio Times» - еженедельник о телевидении и радио - заместителем. Машвиц и Гилгуд были не только близкими друзьями, но и соавторами детективов. В целом, Гилгуд написал (как сам, так и в соавторстве) 26 детективных романов, сборник рассказов, два исторических романа, 19 пьес, 4 киносценария, 40 радиопьес, 7 документальных книг, не говоря уже о том, что выступил редактором двух книг.
Работа в «Radio Times» было первым знакомством с корпорацией "Би-би-си". Хотя Гилгуд не принимал участие в постановке радиопрограмм, он часто, пользуясь положением в журнале, показывал свое видение радиоспектакля: в автобиографии Гилгуд признался, что несколько писем радиослушателей, напечатанных в журнале и критикующих различные аспекты продукции "Би-би-си", он написал сам.
В январе 1929 года Вэла Гилгуда назначили программным директором Би-би-си, ответственным за все радиопостановки. Это было дерзновенное и неожиданное назначение, ведь до этого он не поставил ни одной радиопьесы. Он сменил на этом посту R.E. Jeffrey, чью продукцию регулярно критиковал в своих письмах на страницах «Radio Times». Пребывая в должности программного директора, Гилгуд добился больших успехов. Осуществляя контроль за радиопостановками, он и сам пишет пьесы, в шести из которых сыграл небольшие роли.
Взяв на себя руководство маленьким разноплановым отделом, выпускающим в год около двадцати постановок, он передал своему преемнику Мартину Эсслину Martin Esslin крупнейший в мире отдел радиопостановок с объемом продукции около тысячи спектаклей в год.
Как и многие «первопроходцы», Гилгуда часто подвергали критике. В 1941 году его радиоспектакль The Man Born to be King по сценарию Дороти Сэйерс практически запретили транслировать в эфире, но он стал одной из самых блистательных постановок и получил народное признание. Десять лет спустя прения в парламенте, вызванные его собственной пьесой Party Manners, упрочили позицию "Би-би-си" как средства массовой информации, неподдающегося прямому политическому давлению.
Гилгуда восхваляют за изобретение различных приемов радиопостановок, которые до сих пор в ходу. Он постоянно напоминал своим сотрудникам, что радиоспектакль – это возможность задействовать больше актеров, а также создать необычную атмосферу, в отличие от театрального спектакля. Он придерживался теории, что если театральные пьесы показывают действия персонажей, то в радиопьесах есть возможность заглянуть им в души.
Вэл Гилгуд был не сторонником мыльных опер, которые в то время занимали видное положение на радиостанциях США. Им он предпочитал непродолжительные пьесы различных жанров, выпускал программы как для массового слушателя, так и для ценителей, разбавляя детективные и остросюжетные программы классическими: среди прочего, читались пьесы Шекспира.
В июле 1930 года Гилгуда как генерального программного директора радио "Би-би-си" пригласили принять участие в пробной постановке небольшой пьесы на только зарождающемся телевидении. Пьеса The Man With the Flower in His Mouth итальянского драматурга Луиджи Пиранделло была выбрана за незначительные декорации, небольшое число персонажей и малую продолжительность – около получаса. Она транслировалась в прямом эфире вечером 14 июля 1930 года (первобытная технология телевещания: 30-строчный телевизионный формат, на экране одновременно виден только один актер, но тем не менее, эксперимент оказался удачным).
Работу на радио Гилгуд временами совмещает с телевидением, адаптируя для кино свой радиоспектакль Death at Broadcasting House. В 1939 году его временно переводят в Телевизионную службу "Би-би-си" в Александра-палас. Во время своей «командировки» на телевидение Вэл Гилгуд выпустил один 30-минутный фильм Ending It, сценарием для которого послужил написанный им рассказ. Главные роли сыграли Джон Робинсон John Robinson и Джоан Мэрион Joan Marion. Фильм вышел в эфир 25 августа 1939 года. Полнометражная же версия, отрепетированная, готовая к постановке, должна была выйти в эфир вечером 1 сентября, но телевизионная служба приостановила вещание в ожидании объявления войны.
Во время Второй мировой войны Гилгуд работал на радио. В 1946 телевещание возобновилось и, вернувшись на телевидение, он был назначен главой отдела телеспектаклей. И хотя руководство, памятуя о его заслугах в области радиопостановок, надеялось, что он сформирует новый жанр телеспектаклей, заведование Гилгуда не принесло большого успеха: как и многие режиссеры, работающие под его руководством, он не испытывал большой симпатии к телевидению и не оценил по достоинству его возможности по сравнению с радио. В 1952 году он ушел из телевидения.
В 1950-х годах Гилгуда привлекли к постановке серии радиоспектаклей о Шерлоке Холмсе, где роль сыщика досталась его брату Джону Гилгуду, роль доктора Ватсона - Ральфу Ричардсону, а самому Гилгуду – роль Майкрофта Холмса. Трансляция шла в рамках развлекательной программы "Би-би-си". В это время Гилгуд находился в конфронтации с молодыми сотрудниками своего отдела: в отличие от них он не смог оценить по достоинству работы таких драматургов как Гарольд Пинтер и Сэмюэл Беккет. В частности, Гилгуд забраковал «В ожидании Годо» Беккета, и английский дебют пьесы состоялся на сцене, а не в радиоэфире.
Гилгуд был женат пять раз, первый – в 1921 году, еще будучи студентом Оксфорда; его женой стала восемнадцатилетняя дочь дирижера и музыкального педагога Сергея Мамонтова и Натальи Шереметьевской Наталья Мамонтова (1903-1969), брак продлился лишь два года. Последующие браки: с Барбарой Диллон Barbara Dillon, Ритой Вейл Rita Vale, Моникой Грей Monica Grey и Джун Бейли June Bailey, с которой он прожил до своей смерти. У Вэла Гилгуда был один сын, а его внук – Пирс Гилгуд Piers Gielgud– известный хореограф. Умер Вэл Гилгуд в возрасте 81 года.
Серийный герои его произведений: Энтони Хэвиленд Antony Havilland, инспектор Грегори Пеллью Inspector Gregory Pellew, виконт Климпинг Viscount Clymping и инспектор Саймон Спирз Inspector Simon Spears.
- Детективная библиография | +