Д А Т А Р О Ж Д Е Н И Я: 17 ноября 1900 г. 「Беллон, Шаранта, Франция」 Д А Т А С М Е Р Т И: 12 октября 1960 г. 「59 лет」 「Париж」 П Е Р И О Д Т В О Р Ч Е С Т В А: 1930 — 1950 гг. Н А Г Р А Д Ы И П Р Е М И И:Prix du roman d'aventures (1930) О С Н О В Н Н Ы Е П Е Р С О Н А Ж И: адвокат Проспер Лепик
Пьер Вери родился 17 ноября 1900 года в Беллоне в семье фермера. Отец Пьера “изменил” семейной традиции, став учителем математики. Но потом, увлекшись политикой, потерял работу и семья практически обанкротилась. Старший брат писателя трагически погиб (без вести пропал) на транспортном корабле, отправленном в Дарданеллы во время Первой Мировой. После получения сертификата о начальном образовании был отправлен в колледж с религиозным уклоном Сен-Мари в Мо. Впрочем особого интереса к религии у Вери не было. Чего нельзя сказать о увлечение, благодаря матери, литературой. С самого детства, мать будущего писателя много рассказывала мальчику местные легенды, и, возможно, это повлияло на романтический (иногда мистический) фон в его творчестве. Во время его учебы, в 1913 году, умирает мать юноши. Романтичный Пьер даже создает “тайное общество” Chiche-Capon, целью которой является поиски возможностей путешествия в Америку. В будущем эта идея воплотится в сюжеты “Les Disparus de Saint-Agil” и “Les Anciens de Saint-Loup”. В 1915 году Пьер Вери переезжает в Париж к отцу, который стал торговцем тканями.
После короткой военной службы, Пьер Вери пробует несколько профессий: копирайтер в страховой компании; брокер ви́нной продукции. Со своим другом занимается велосипедом (в различных источниках не совсем ясно указано: то ли велоспортом, то ли бизнесом связанным с производством велосипедов). И даже дух авантюриста или путешественника привел его на грузовое судно, следующее в Марокко. Все эти перипетия жизни (на мой взгляд), в частности, мечты о путешествиях, выразились в различных произведениях автора. Их можно увидеть даже в некоторых (очень немногочисленных) русскоязычных переводах. К примеру, начало романа “Дыхание смерти” (Les Quatre Vipères, 1934)
В 1924 году Пьер Вери, перепробовав различные занятия и вдоволь попутешествовав, осел в Париже и открыл со своим старым “велосипедным“ другом Пьером Беарном , открывают книжный магазин. За восемь лет совместной работы в магазине, Пьер Вери повстречал немало известных людей: Андре Жид, Валери Ларбо, Рене Тринциус. В тот же период Вери открывает для себя жанр “литературной журналистики” и начинает писать для “Journal littéraire” и “Paris−Journal”. Он посещает Марселя Ашара, Сержа, Жоржа Шаренсоля, Поля Жильсона, Нино Франка и Роже Режана. В то же время продолжает писать для себя (как принято говорить в литературном мире — в стол). В 1932 году Вери оставляет магазин своему компаньону и начинается (условно) его литературная карьера. Как уже было сказано выше, Пьер Вери писал для литературных журналов под различными псевдонимами. В 1929 году вышел “Pont égaré”, который получил хорошую критику и отбирался на конкурсы RenaudotПремия Ренодо — французская литературная премия, созданная в 1926 году десятью журналистами и литературными критиками, ожидавшими результатов обсуждения Гонкуровской премии. Таким образом, премия Ренодо стала своеобразным дополнением Гонкуровской. По традиции обе премии вручаются в один день — первый вторник ноября. и FeminaПремия Фемина — французская литературная премия, учреждённая в 1904 году по инициативе сотрудниц женского журнала “Счастливая жизнь”. По замыслу основательниц, “Фемина” должна была составить альтернативу исключительно “мужской” Гонкуровской премии. В жюри входят только женщины; первым лауреатом стала писательница Мириам Арри. Премия присуждается ежегодно в первую среду ноября в парижском отеле Крийон на Площади Согласия. Наряду с Гонкуровской премией, а также премиями Ренодо и Медичи, входит в число наиболее престижных литературных наград Франции.
В 1930 году выходит первый детективный роман Пьер Вери “Завещание Базиля Крукса” (Le Testament de Basil Crookes, 1930). Роман был опубликован в журнале “Маска” (Le Masque) в одноименной коллекции, которая специализировалась на детективной беллетристике. Из-за какой-то неувязки (или ошибки) в издательстве, вместо псевдонима Туссен-Судья (Toussaint-Juge) указали настоящее имя автора, что поставило писателя перед выбором. Роман получил признание и со стороны писательского сообщества (Grand Prix du roman d'Aventures) и читателей. Пьер Вери стал колебаться: между желанием писать “серьезную литературу” и детективом. Эти колебания отчетливо видны в последующих последующих произведениях: “Danse à l'ombre”; “Les Métamorphoses”; “Le Meneur de jeu” и “Clavier universel” вышедшие в 1931 и 1933 гг. Как в конечном итоге Вери все таки окончательно выбрал детективный жанр, я (Доктор Фелл) информации в интернете так и не нашел. Но факт есть факт. В 1934 вышел детективный роман “Meurtre Quai des Orfèvres” в котором главным героем стал адвокат Проспер Лепик (Prosper Lepicq), ставший серийным героем целого цикла. В дальнейшем Вери продолжает развивать свой особый стиль произведений, которые сам автор называет “романы тайн”. И действительно, даже по некоторым (до обидного мало) переведенным на русский язык произведениям отчетливо виден стиль (или “почерк”) Пьера Вери: волшебство (легенды) и фантазия, с одной стороны, сочетаются со страхом и приключениями, с другой. В 1938 году после экранизации романа “Les Disparus de Saint-Agil”, становится еще более известным писателем и сценаристом. Пьер Вери продолжил работать в киноиндустрии до инфаркта, произошедшего в 1952 г. После этого перешел на радио.
12 октября 1960 г., после повторного приступа, Пьер Вери, скончался.
От брака с Жанной Рувен (Jeanne Rouvin, 1908-1985) у Пьера Вери родилось трое детей : Мадлен, Доминик и Ноэль. Ноэль Вери известный оператор, шеф-оператор и один из первых французских операторов Steadicam (Переносная система стабилизации съёмочной камеры для кино- или видеосъёмки в движении).
① GOUPI-MAINS ROUGES「n」1st ed 1937 (eng) “Goupi Red Hands” — ГУПИ — КРОВАВЫЕ РУКИавторский сборник М.: “Совершенно секретно”, 1997 г. Серия: “Классический детектив” ② GOUPI-MAINS ROUGES À PARIS「n」1st ed 1948
① LE TESTAMENT DE BASIL CROOKES「n」1st ed Le Masque, 1930 「impossible crimes」Prix du roman d'aventures (1930) — ЗАВЕЩАНИЕ БАЗИЛЯ КРУКСАгазета “ Возрождение”, Париж. 7 — 28 декабря 1930 г есть в сети ② LE BARON GAUDE, DÉTECTIVE「n」1st ed 1933 ③ CLAVIER UNIVERSEL「n」1st ed 1933 ④ LE MENEUR DE JEU「n」1st ed 1934 ⑤ LES QUATRE VIPÈRES「n」1st ed 1934 「impossible crimes」 — ДЫХАНИЕ СМЕРТИавторский сборник М.: “Совершенно секретно”, 1997 г. Серия: “Классический детектив” ⑥ LES TROIS CLAUDE「n」1st ed 1936 ⑦ MAM'ZELLE BÉCOT「n」1st ed 1937 ⑧ MONSIEUR MALBROUGH EST MORT「n」1st ed 1937 ⑨ L'INSPECTEUR MAX「n」1st ed Paris : Gallimard, 1937 ⑩ SÉRIE DE SEPT「n」1st ed Paris : Gallimard, 28 September 1938 ⑪ MADAME ET LE MORT「n」1st ed 1940
⑫ MORT DEPUIS 100 000 ANS「n」1st ed 1941 ⑬ L'ASSASSIN A PEUR LA NUIT「n」1st ed 1942 ⑭ L'INCONNUE DU TERRAIN VAGUE「n」1st ed 1943 ⑮ HISTOIRE DE BRIGANDS「n」1st ed 1943 ⑯ LES ANCIENS DE SAINT-LOUP「n」1st ed 1944 ⑰ LÉONARD OU LES DÉLICES DU BOUQUINISTE「n」1st ed Liege 1946 ⑱ LE COSTUME DES DIMANCHES「n」1st ed 1948 ⑲ LA ROUTE DE ZANZIBAR「n」1st ed 1949 ⑳ UN GRAND PATRON「n」1st ed 1952 ㉑ LE GUÉRISSEUR「n」1st ed 1954
“Как насчёт курса детективной литературы?”“A Quand Des Cours De Littérature Criminelle?” Первое издание на языке оригинала: Marianne, n°120 du 6 février 1935 пер.: Форум “Клуб любителей детектива”, 19.04.2018 г. ⃫ “Тайна зеленой комнаты”“Le Mystère De La Chambre Verte” Первое издание на языке оригинала: “Marianne, grand hebdomadaire illustré”, май 1936 г. пер.: Форум “Клуб любителей детектива”, 6.06.2018 г. ⃫ “Les veillées de la Tour pointue”Первое издание на языке оригинала: 1937 г. Не переведен ⃫ “Cinéma, Cyanure, et Compagnie”Первое издание на языке оригинала: 1954 г. Не переведен
Очень понравилось, хотя я и понимаю, что произведение неоднозначное и море отрицательных рецензий, имеют право на существование. Все дело в том, что это произведение рассчитано, на поклонников классического детектива с "невозможностями", его французского варианта. Здесь главное не сюжет, и не переживания героев, а загадки. А вот загадок здесь немерено. Причем повесть начинается сразу с загадки. По лестнице в тупиковую комнату убегает человек, и исчезает. Выйти из комнаты он мог только через окно, но в грязи под окном нет никаких следов. Даже не знаю то ли, это побег из комнаты находящейся под наблюдением, то ли, игра со следами, в стиле описываемого жанра. И хоть разгадка, на мой взгляд, имеет изъяны, начало показалось интересным. Я бы назвал это произведение феерией мелких невозможностей. Если у Карра, по английски, одна очень большая, сложная невозможность на весь роман, то здесь много мелких, по французски изящных невозможностей. Еще раз повторюсь, прочитал с удовольствием, чего и Вам желаю.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 31 май 2013, 17:24
Автор Полковник МАРЧ
ДЫХАНИЕ СМЕРТИ
Немного о сюжете... В Париже одно за другим происходят загадочные преступления. На месте происшествия каждый раз находят хрустальную фигурку гадюки, из пасти которой источается странный запах - запах мертвечины...
Сразу, после прочтения нескольких страниц, я поймал себя на мысли, что я читаю Эдгара Уоллеса и Мориса Леблана одновременно. Даже когда страниц через двадцать появилась загадка запертой комнаты (из запертой комнаты, которая к тому-же находилась все время под наблюдением из запертого сейфа были похищены деньги), это ощущение меня не покинуло. В целом роман оставил приятное впечатление, хотя стиль заметно отличается от столь излюбленного мною английского классического детектива, я проглотил его на одном дыхании.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 03 фев 2015, 11:12
Автор Ser
УБИЙСТВО ДЕДА МОРОЗА
Впечатления в основном положительные. Читал с удовольствием. В день Рождества, жители отрезанного от внешнего мира маленького французского города становятся свидетелями загадочных случаев, включая кражу с элементами невозможности и убийство Деда Мороза. Рекомендую всем любителям классического детектива.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 15 апр 2015, 16:07
Автор Alex Smith
ДЫХАНИЕ СМЕРТИ
Отлично — список “моих” авторов пополнился еще одним представителем Золотого века детективной литературы. Хотя, наверное, нельзя судить по одной книге, и для уверенности нужно прочитать еще парочку (а больше, увы, и не получится - переведено всего три романа). Итак, о самой книге: Начало многообещающим отнюдь не выглядит, просто цепочка странных происшествий. Но наконец, одно из них включает в себя “запертую комнату“, но несмотря на название, в ней произошло вовсе не убийство, а кража, но как по мне так это ничуть не хуже — кровожадности во мне нет, и я не требую от детектива непременного убийства, с меня хватит и любого другого происшествия, была бы головоломная интрига, а здесь она есть. Правда, решается загадка несколько излишне техническим способом, но зато не одним - помимо полиции дело расследуют и репортеры из конкурирующих газет, вот и они то и предлагают различные варианты решения загадки. Особо придирчивые читатели, правда могут возмутиться тем что одно из решений не вполне правдоподобно — здесь даже я усомнился, но поскольку это всего лишь альтернативная версия, да и повторять в жизни такие трюки я не собираюсь, то сойдет. Для первого знакомства вполне ничего. Надеюсь что остальные детективы у Вери написаны в том же духе.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 15 апр 2015, 16:14
Автор Петр Алексеевич
Мне в "Дыхании смерти" не понравилась одна нечестность. Прячу под кнопку:
Спойлер:
описание одного из преступлений оказывается просто обманом читателя.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 16 апр 2015, 09:41
Автор Alex Smith
Петр Алексеевич писал(а):Мне в "Дыхании смерти" не понравилась одна нечестность.
Но с другой стороны
Спойлер:
эта нечестность подана не текстом "от автора", а как бы "от персонажа". То есть обман читателя, но не прямой, а несколько закрученный
Re: Пьер Вери
Добавлено: 16 апр 2015, 10:17
Автор Петр Алексеевич
Вот если бы
Спойлер:
этот эпизод был полностью описан в статье Клода, было бы лучше; самое главное, что это можно было бы сделать без особого труда, но, видно, Вери побоялся, что статье мы не поверим.
Нет, основа неплохая, но нечестность несколько - в моем восприятии - портит дело.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 16 апр 2015, 14:00
Автор Борис Карлович
Коллеги, если не секрет - где вы смогли раздобыть "Дыхание смерти"? Очень давно гоняюсь за этой книгой, но пока безрезультатно
Re: Пьер Вери
Добавлено: 16 апр 2015, 15:55
Автор Alex Smith
Я на озоне - там есть кнопка, нажав на которую можно получить письмо, если книга появится в продаже.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 16 апр 2015, 16:08
Автор Полковник МАРЧ
Я тоже свой экземпляр приобрел на "Озоне", года полтора назад.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 16 апр 2015, 16:22
Автор Борис Карлович
Спасибо Уже где-то год жду этой книги на озоне, похоже Alex Smith меня опередил
Re: Пьер Вери
Добавлено: 22 сен 2015, 14:02
Автор Alex Smith
ГУПИ - КРОВАВЫЕ РУКИ
Если бы я не читал ничего другого у этого автора, название могло бы меня насторожить — не люблю я кровавых названий, опасаясь что и содержание может быть таким же. Но в предыдущей книге Вери не было ничего такого, так что читал я смело. Хотя все равно опасался что это за тип с криминальным имечком вынесен в название романа. Я как-то больше люблю когда преступник изначально неизвестен, и сыщики его вычисляют из узкого круга действующих лиц. Впрочем, так и получилось — “Кровавые Руки” это прозвище одного из героев книги, но не такого уж преступника, просто оно досталось ему в честь деда, который носил такое же прозвище. И вообще все герои книги не имеют имен, а пользуются прозвищами, так уж заведено в семье Гупи. По этой причине книга сразу же напомнила мне Эллери Квина - в каком-то из его романов был задействован такой же прием. Мне он очень понравился, хотя все равно пришлось набросать шпаргалку на отдельном листе бумаги — поскольку все они родственники поначалу я немного путался кем они друг другу приходятся. Что касается собственно детективной части, то впечатленный предыдущей книгой, я ждал большего — но так всегда бывает когда впечатлишься. В принципе, все детали сюжета в конце ловко встали на свое место, этого не отнять, но вот в определении преступника, наверное можно было накидать побольше ключей. Но все равно, как бы то ни было, книга мне понравилась. Жаль что французский классический детектив у нас почти не переводится, ведь загадки-головоломки у них получаются так же занятно как и у англичан.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 23 ноя 2015, 13:13
Автор Полковник МАРЧ
Новость для всех любителей Пьра Вери. В, теперь уже широко нам известном журнале "Возрождение", я нашел роман Вери "Завещание Базиля Крукса", публикация с 8 декабря по 28 декабря 1930 г.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 23 ноя 2015, 14:54
Автор Mrs. Melville
Полковник МАРЧ, спасибо огромное!!! Мне казалось, я просмотрела содержание почти всех журналов, но, очевидно какие-то годы пропустила:)
Re: Пьер Вери
Добавлено: 23 ноя 2015, 15:10
Автор Доктор Фелл
Журнал, насколько я понимаю, официально представляет эти тексты? Если да, то ссылочку на журнал, можно поставить. А то я никак найти найти. С таким названием ссылок куча.
Уточнение - публикация романа Пьера Вери “Завещание Базиля Крукса” начинается не 8 декабря 1930г, а с 7 декабря (в этом номере пролог и начало первой главы). На сайте Принстонского университета отсутствует страница с этим фрагментом из номера от 7 декабря, этот фрагмент я получил из другого источника.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 27 ноя 2015, 15:30
Автор igorei
ЗАВЕЩАНИЕ БАЗИЛЯ КРУКСА「LE TESTAMENT DE BASIL CROOKES」
Наконец-то, благодоря уважаемым Joseph Fletcher и Полковник МАРЧ, прочитал вторую кнугу Пьер Вери “Завещание Базиля Крукса”. Первой было “Убийство деда Мороза”. Еще раз убедился, что Вери мой писатель. Я так понял, что эта повесть — первое детективное произведение писателя, “деда Мороза” он напишет только через почти 30 лет. Что понравилось? “Понравилось” отравление в запертом баре (или находящемся под наблюдением), механизм этого убийства в дальнейшем используют с некоторыми изменениями, гранды жанра. Понравился детектив-любитель Транкиль. Хороши многочисленные мелкие ключики, разбросанные по всей повести. Хотя, справедливости ради, отмечу, что иногда Транкиль знает больше, чем читатель и и оповещает он читателя о своих находках ретроспективно. Впрочем, это не мешает читателю найти верное решение, пошевеля серыми клетками, а только усложняет задачу. Вначале, некаторую карикатурность главных героев, наивность их чувств и мотивов я списывал на дебютность произведения для автора и 1930 год написания. Но затем, что называется дошло. Этот француз потешается, извините за выражение, стебется над английским детективом. Отсюда и нелепое название повести в купе с его сюжетным влиянием. Отсюда и смешные, утрированные поступки главных героев, и злодеев, и добропорядочных. После осознания этого факта, а понял я это только в конце, когда всем сестрам стали выдовать по серьгам, мне повесть понравилась еще больше.
Как то так, пошел читать “Дыхание смерти”, прочитаю, обязательно отпишусь.
Re: Пьер Вери
Добавлено: 27 ноя 2015, 17:39
Автор Joseph Fletcher
Уважаемый Полковник МАРЧ! Мне кажется, что вы немного ошибаетесь, когда в биографии Пьера Вери отмечаете, что второй его роман "Завещание Базиля Крукса" успеха не имел. Как раз он успех имел, т.к. победил на конкурсе авантюрного романа во Франции в 1930г. Эта премия во Франции существует до сих пор и как раз Пьер Вери был ее первым победителем ( https://fr.wikipedia.org/wiki/Prix_du_roman_d'aventures ) именно с романом "Завещание Базиля Крукса". Ошибка с выигрышем этого конкурса в 1930г романом "Gentelman des Antipodes" кочует по сети в части информаций о Пьере Вери.