Причина простая. Сервантеса я читал целиком два или три раза, и всякий раз ни одна книга меня не захватывала так, как он. Читалось удивительно легко. Поэтому он в списке. Из-за стиля. :) Но и из-за проблематики тоже.
"Путешествия Гулливера" Свифта - одна из тех немногих книг, которые я разбираю на цитаты и использую. Меня интересует сам Свифт как личность, я читал и другие его произведения, и публицистику, и письма. И "Путешествия Гулливера" - одна из любимых моих философских книг. О путях общественного развития. Так же, как антиутопии двадцатого века.
То есть обе эти книги я читаю с наслаждением и увлечённо. А Гёте с Данте - скорее глыбы. Я искренне восхищаюсь тем, как и что написано, но как-то отстранённо. Как памятником мысли. Данте восхищаюсь, а Сервантеса и Свифта люблю. :)
Вообще книги в списке включены по трём категориям: либо нравится, как они написаны, либо помогают разобраться в жизни, либо раскладываются на цитаты, соответствующие моему образу мыслей. Или книга просто запала в душу. Понравилась. Восхитила. :)
По поводу "Чайки" сам не знаю, почему именно она. Просто нравится. Пьеса, а не персонажи. :) В чём-то чеховский театр - предшественник театра ХХ века, который меня интересует. А другие пьесы АПЧ почему-то нравятся не столь.
Вроде никто из персонажей и не нравится, но читать каждый раз волшебно. Написано замечательно. То же самое у меня с "Амадеем" Шеффера - страшно раздражает, как выписаны и опошлены Моцарт и Сальери, читать неприятно, очень многие оценки расходятся, но пьеса выходит сильная и блестяще написанная.
По поводу Стриндберга. Я вовсе не поклонник ни Стриндберга, ни Ибсена. И не слишком-то их читаю. Но "Эрик XIV" блистателен в историческом плане. Это одна из тех исторических книг, где образы конкретных, реальных деятелей ощутимы, убедительные, и одновременно их можно спроецировать на подобные образы в мировой истории в целом. И король Эрик, и принц Юхан, и Карин Мансдоттер, и все персонажи оживают. "Эрик XIV" - и политическая притча, и человеческая трагедия, и историческая коллизия. И погружает в то время - именно в мир реальных людей, а не придуманных писателем людей того времени. А реальный человек, о жизни которого сохранились воспоминания, документы, всегда интереснее придуманного. Лично для меня. Я же люблю историю. И зарубежную тоже. Мне сводки фактов читать увлекательнее популярных историко-приключенческих романов. :)
По поводу Уайльда. Причина простейшая. Уайльд вообще, при восхищении его стилем, не вызывает у меня симпатии. А вот пьесы - это настольный цитатник. Цитатник по тому, как воспринимать жизнь, как выстраивать отношения с противоположным полом, как не запутаться в жизни. И "Как важно быть серьёзным" - самый блистательный из этих цитатников. Мне, кстати, очень помогает.
По поводу Булгакова. "Мастер и Маргарита" блистательно написан, но в идейном плане он мне не нравится, я его совершенно не понимаю, считаю неудачным. Воланд сотоварищи хороши, библейские сцены - неплохи, остальное невразумительно. "Белая гвардия" меня не вдохновила. А если выбирать между "Собачьим сердцем" и "Бегом" - "Бег", в историческом, опять же плане сильнее, имхо. :)
"Госпожа Бовари" - из тех книг, которые я читал, что называется, "запоем". Потому она и в списке. :) Ну и опять же, жизненные выводы. ;)
Victory писал(а):Прага разная....И уж Градчаны ну ни как славянским не назовешь. Чехов я очень люблю...Но вот к чешкой национальной культуре отношусь очень спокойно. В плане музыки, Прага для меня это прежде всего орган и Моцарт.
Градчаны - це инородное тело. Так же как и Еврейский квартал. Вроде Охты в Петербурге. :)
Моцарт - да. Хотя Моцарт - это и Вена. Орган - не знаю, не знаю... Орган - это Бах, Лейпциг... В моцартовскую эпоху были россыпи прекраснейших чешских композиторов. Но Сметаной и Дворжаком я тоже искренне восхищаюсь.
Меня немецкая культура раздражает, а чешская нравится. Как по волшебству. Да, она местечковая. Она вроде бы и наша, но в то же время европейская. Не задворочная, как у южных славян, но и не выпендрёжная, как у не менее любимых мной поляков. Добрая культура. И Чехия - удивительно уютная, на мой взгляд, страна. Началось у меня всё с Чапека. Волшебный писатель.