На самом деле, мало кто учитывает один момент.
"Мастер и Маргарита" - это роман незаконченный. Булгаков умер в процессе работы над ним, текста, который сам автор признал бы итоговым и достойным печати, нет. (Другой вопрос, что его в любом случае нельзя было бы напечатать в СССР, но нет, как в случае с "Собачьим сердцем", даже рукописи, которая бы готовой пошла в самиздат.)
То, что издано, это всего лишь последний по времени черновой вариант, подготовленный к печати вдовой. Заметная неровность стиля книги, возникающее у меня ощущение, как будто она собрана из отдельных кусков нескольких разных романов, может объясняться и этим. Возможно, что, проживи Булгаков подольше, мы бы имели совершенно другой роман. Хотя я лично убеждён, что линия свиты Воланда всё равно выглядела бы ярче остальных просто в силу особенностей дарования Булгакова.
Леди Эстер писал(а):К сожалению, вся экранизация длилась часа полтора, и при таком метраже мало что можно было сохранить от книги.
На самом деле фильм Кары идёт три с половиной часа, его порезали продюсеры. Хотя и три с половиной, конечно, маловато.
Леди Эстер писал(а):То есть Воланд - Сатана, и потому обаятельным быть не должен. Басилашвили - великий артист, ему удалось сделать своего персонажа действительно злой силой, не отступая не разу от канонического текста. Но это не "мой" Воланд.
На эту роль предназначался Янковский, но он наотрез отказался. Потом Бортко искал зарубежных актёров. Басилашвили там появился в последний момент, потому что надо было хоть кого-то уже утвердить.
У меня впечатление от обоих фильмов примерно одинаковое. В обоих случаях удалась куча замечательных актёров, играющих эпизоды (Берлиоз, Варенуха, Никанор Босой и т.д.), а фильм в целом не складывается. И понятно почему, собственного масштаба не хватает обоим режиссёрам.
В фильме Кары две блестящие работы - Ульянов-Пилат и Вертинская-Маргарита. Воланд-Гафт довольно предсказуемый, именно "как в тексте", но гораздо лучше, чем Басилашвили, который больше напоминает слегка сбрендившего на почве изучения оккультных наук пожилого профессора.
В фильме Бортко, наоборот, хорошо удалась свита Воланда (у Кары получилось гораздо бледнее, потому что они все трое там безбожно переигрывали), а вот попытка сделать из заглавных героев "историю великой любви" всё губит, в отличие от Вертинской, которая как раз и играет эгоцентричную дуру, прекрасно попадающую в роль "ведьмы".
Иешуа в обоих случаях плох - в первом чрезмерно воцерковлённый актёр отчаянно переигрывает, а во втором и так все знают, кто его "играет".