Страница 1 из 1

Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 15 авг 2011, 15:50
Автор Чародей
Леонид Абрамович Юзефович — русский писатель, сценарист, историк. Автор детективных романов и книг по истории России.

Леонид Юзефович родился в 1947 году в Москве, но детство и юность прожил в Перми. После окончания исторического факультета Пермского университета (1970) служил в армии в Забайкалье (1970—1972). В армии впервые заинтересовался буддизмом, Монголией, биографией барона Унгерна, написал первый исторический роман, до сих пор не опубликованный. С 1975 года по настоящее время работает учителем истории в средней школе. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по русскому дипломатическому этикету XV—XVII веков.

Литературный дебют состоялся в 1977 году в журнале «Урал»: повесть «Обручение с вольностью», но дальнейшая литературная карьера развивалась неровно. Много печатался во второй половине 1980-х, запомнился как автор документального романа о бароне Унгерне «Самодержец пустыни» (1993). По словам Юзефовича, Виктор Пелевин признавался ему, что использовал эту книгу, когда писал роман «Чапаев и Пустота», один из героев которого — барон Юнгерн.

Известность к Юзефовичу пришла только в 2001 году после издания цикла исторических детективов о сыщике Иване Путилине, которые получили хорошие отзывы у критиков, хотя неизбежно сравнивались с книгами Акунина. Юзефович говорил: «…я дарил свою книгу одному его очень близкому приятелю. Это было очень давно, ещё когда не вышло ни одной его книжки. Совпадение прямое там есть только одно — мне дочь говорила — фамилия ротмистра Зейдлица. Я её взял из газет. Я думаю, это просто восходит к одному источнику».

В 2002 году появился детективный роман «Казароза», действие которого происходит в 1920 году в Перми (первый вариант — «Клуб „Эсперо“» — был издан ещё в 1990 году). Роман тоже был высоко оценён критикой и вышел в финал престижного конкурса — премии «Русский Букер». За роман «Журавли и карлики» Леонид Юзефович назван лауреатом первой премии «Большая книга» 2009 года.

Юзефович с молодости писал стихи, однако читатель впервые познакомился с ними в 2003 году, когда в журнале «Знамя» была опубликована подборка под названием «Кяхтинский тракт». В последние годы Юзефович работает для телевидения: он написал оригинальный сценарий сериала «Гибель империи» (2004) о работе контрразведки в Петрограде времён Первой мировой войны и революции; а также сценарии к сериалам, поставленным по его книгам.

Книги Юзефовича переведены на немецкий, итальянский, французский, польский, испанский языки.

Библиография

| +
· 1977 — Обручение с вольностью
· 1986 — Школа Героев: Документальная повесть об истории пермской школы № 47
· 1988 — «Как в посольских обычаях ведётся…»: Русский посольский обычай конца XV—начала XVII вв.
· 1989 — Охота с красным кречетом
· 1990 — Клуб «Эсперо»
· 1993 — Самодержец пустыни: Феномен судьбы барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга
· 1994 — Триумф Венеры; Знак семи звёзд
· 1999 — Самые знаменитые самозванцы
· 2001 — Костюм Арлекина (переработанный «Триумф Венеры»); Дом свиданий (переработанный «Знак семи звёзд»); Князь ветра
· 2001 — Песчаные всадники
· 2002 — Казароза (переработанный «Клуб „Эсперо“»)
· 2009 — Журавли и карлики
· 2010 - Путь посла: Русский посольский обычай, обиход, этикет, церемониал, конец XV - первая половина XVII в.

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 16 авг 2011, 06:14
Автор Петр Алексеевич
Уточнение к биографии: по некоторым сведениям, закончил филологический факультет, а по истории только кандидатскую защитил. Но вспоминать о своей филологической юности не любит и говорит о себе только как об историке.
Уточнение к библиографии: вышло сильно переработанное переиздание "Самодержца пустыни" (2010 или 2011, точно не скажу).

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 24 сен 2017, 15:44
Автор Роджер Шерингэм
"Охота с красным кречетом"

Эта любопытная повесть интересна не столько сама по себе, ради детективного сюжета как такового, сколько как пример детективного сюжета, отнесённого не просто не в дореволюционную, а в советскую эпоху, но ещё и к событиям Гражданской войны, когда привычный быт настолько разладился, что выстроить классический сюжет в таких условиях чрезвычайно сложно. Юзефовичу, однако, это удалось. В комнате, где находятся несколько купцов, собранных белыми для реквизиции, пропадает драгоценный перстень, принесённый одним из них. Таким образом, создаётся строго ограниченный круг подозреваемых. Фактов, однако, вброшено в сюжет так мало, что остроумное решение оказывается довольно очевидным.
Дело в том, что здесь (как и обычно в его творчестве) детективный сюжет для Юзефовича не самоцель, а всего лишь часть обширной зарисовки о родной для писателя Перми в момент взятия её белыми в 1918 году и размышлений о гражданской войне в России, правых и виноватых с обеих сторон и утрачивающих всякий смысл в условиях войны нравственных категориях мирного времени. Подобные вопросы интересны Юзефовичу не только как писателю, но и как профессиональному историку, занимавшемуся в том числе гражданской войной. Именно поэтому в качестве следователя здесь выступает взятый в плен бывший начальник большевистской полиции Мурзин, привлечённый к решению проблемы белым генералом Пепеляевым. Повесть Юзефовича показывает, что хотя выстроить классический детективный сюжет можно и в рамках совершенно экстраординарных обстоятельств военного времени, но при таких условиях выстроить его сложно. И, что важнее, подобные обстоятельства создают ситуацию, при которой для героев существуют вещи куда более важные, чем решение детективной загадки. Которая тем самым уходит на второй план, оставаясь лишь двигателем, но не целью сюжета.

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 23 апр 2018, 20:52
Автор swin
На мой взгляд, "Костюм Арлекина" - произведение, с которого лучше не начинать знакомство с творчеством автора.

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 24 апр 2018, 22:44
Автор Леди Эстер
swin писал(а):На мой взгляд, "Костюм Арлекина" - произведение, с которого лучше не начинать знакомство с творчеством автора.

Почему же? Мне как раз эта детективная серия понравилась. Особенно "Князь ветра". Но и все остальное неплохо. Очень хорош стиль, точнее даже стилизация. Чувствуется филологическое образование. И с детективной составляющей все в порядке.
А вот "Казарозу" я раз три начинала, но так и не смогла дочитать.
А вам у Юзефовича что нравится?

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 25 апр 2018, 13:42
Автор Виктор
Я, например, у Л. Юзефовича читал "Триумф Венеры".
Мне понравилось.

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 25 апр 2018, 16:56
Автор Леди Эстер
Спасибо. Попробую найти.

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 25 апр 2018, 17:26
Автор Петр Алексеевич
"Триумф Венеры" - это одна из ранних редакций "Костюма Арлекина".

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 25 апр 2018, 17:30
Автор Леди Эстер
Спасибо.

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 25 апр 2018, 20:02
Автор swin
Леди Эстер писал(а):А вам у Юзефовича что нравится?


Начал читать "Дом свиданий". Намного более качественная вещь, на мой взгляд. По "Казарозе" смотрел минисериал. Очень достойно. Не говоря уж об односерийной "Контрибуции".

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 26 апр 2018, 13:24
Автор Виктор
swin писал(а):Очень достойно. Не говоря уж об односерийной "Контрибуции".

В "Контрибуции" хорошая детективная загадка.

Re: Леонид Юзефович

СообщениеДобавлено: 27 апр 2018, 00:26
Автор Леди Эстер
"Контрибуция" - это же "Охота с красным кречетом"

Re: Рекомендации участников форума (отечественный детектив)

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2021, 14:31
Автор Alex Smith
Леонид Юзефович "Охота с красным кречетом"

Детектив не про убийство, а про кражу. Но к такому формату у меня претензий нет - была бы загадка, она есть - украденный предмет исчез, а все подозреваемые были тщательно обысканы. Так что нужно выяснить не только личность вора, но и то как он спрятал украденное, да так хитро что его не смогли отыскать. Ну а те кто считает кражу недостаточно серьезной темой для произведения, могут задуматься об истории Российского государства - действие повести протекает в революционный период. В связи с этим я опасался что историческая линия будет перетягивать внимание на себя, но нет - детективная интрига оставалась в центре внимания. Конечно, отечественного колорита тоже хватает, но как раз в меру - очень редкое сочетание.