Страница 1 из 1

Песах Амнуэль

СообщениеДобавлено: 11 май 2010, 14:42
Автор Джин Грей
Песах Амнуэль
Павел Рафаэлович Амнуэль (Песах Амнуэль) Родился 20 февраля 1944 года в городе Баку. В 1967 году окончил физический факультет Азербайджанского государственного университета и в течение 23 лет работал в лаборатории физики звёздных атмосфер — сначала вШемахинской астрофизической обсерватории, а с 1979 года — в Институте физики в Баку.
Кандидат физико-математических наук, опубликовал более 70 научных работ и пять книг по специальности. Первая научно-фантастическая публикация — рассказ «Икария Альфа» в журнале «Техника — молодёжи» (1959, стр. 30-32). В 1990 году эмигрировал в Израиль. Живёт в Бейт-Шеане.
Несмотря на то, что первая научно-фантастическая книга — сборник «Сегодня, завтра и всегда» — увидела свет только в 1984 году, её автор уже без малого четверть века считался одним из ведущих мастеров «твёрдой» (естественнонаучной) фантастики, последователем и соратником Генриха Альтова. Как правило, герои произведений Амнуэля — люди творческие, смело штурмующие неразрешимые научные проблемы. Таков Ноэль Бельчер из рассказа «Третья сторона медали» (1968 — в соавторстве с Романом Леонидовым), художник, обнаруживший на Марсе послания далёкой цивилизации; таков Игорь Астахов, герой рассказа «Странник» (1975) и повести «Крутизна» (1975), учитель и учёный, создавший науку об ошибках — эрратологию, ставший всемогущим и ушедший «пешком» к звёздам; таковы «вариаторы» из рассказа «Иду по трассе» (1973) — люди с изменённым генетическим механизмом, способные жить в неземных условиях, — и их создатели. Основной сюжет рассказа «Преодоление» (1981) — установление контакта с обитателями далёкой нейтронной звезды — соединён с рассуждениями о проблемах гениальности, экологии космоса, об исследовании научных проблем с помощью приёмов фантазирования. В рассказе «Звено в цепи» (1981) находят и учатся общаться друг с другом совершенно разные существа: межгалактическое газовое облако, мыслящее поле тяжести и земной человек; в этой цепочке разумов отсутствует звено: четвёртая, отличная от всех, цивилизация самоуничтожилась. Проблема ответственности каждого за всех наиболее ярко и отчетливо высвечена в одном из лучших рассказов Амнуэля и всей советской научной фантастики 1980-х годов — «Через двадцать миллиардов лет после конца света» (1984), где проведено прямое соответствие между существованием жизни на Земле и Вселенной в целом; в рассказе органично соединены два сюжетных плана: политическое противостояние сверхдержав в настоящем, чреватое ядерной войной, и воспоминания некогда «разумной Вселенной», обитатели которой успели истребить и её и себя, дав начало разбеганию галактик. Теме контакта, необходимости жертвовать чем-то для достижения понимания, посвящена и повесть «Сегодня, завтра и всегда» (1984), также объединяющая совершенно различные формы разума.
Советский период в творчестве Амнуэля завершился публикацией повестей «Взрыв» (1986), «Бомба замедленного действия» (1990) и «Высшая мера» (1990). Герой повести «Взрыв», гениальный американский ученый-биолог, открывает средство против рака и вместе с этим приобретает качества сверхчеловека; столкновение героя (ставшего также своего рода мессией, несущим человечеству новые идеи) с политиками и военными, встревоженными появлением идеалиста-сверхчеловека, составляет острый сюжет повести. Идея повести «Бомба замедленного действия»: человечество является для Вселенной своеобразной «бомбой замедленного действия», которая однажды «сработает» и спасёт мироздание от гибели.
В течение израильского периода Амнуэль опубликовал в периодической печати несколько сотен научно-фантастических рассказов, составивших циклы «Что будет, то и будет» (2002) и «Странные приключения Ионы Шекета» (2005; аллюзия на Ийона Тихого, ивр. ше́кет‎ — тишина), а также НФ романы «Люди Кода» (1997, 2006, 2008), «Тривселенная» (2000, 2004), «Дорога на Элинор» (2008). Научно-фантастическая проблематика этих романов и большинства рассказов — место и роль человека в системе мироздания, ответственность человека перед собой и миром, в котором он живёт, влияние человека и человечества на процессы, происходящие во Вселенной.
В детективно-фантастических повестях «Шесть картин» (2004), «Удар гильотины» (2004), «Полёт сокола» (2003), «Что там, за дверью?» (2005), «Маленький клоун с оранжевым носом» (2006) и др., Амнуэль популяризирует малоизвестные читателю идеи многомирия и предлагает новые НФ идеи, описывающие жизнь человека и человечества во Вселенной, состоящей из множества миров.
Кроме того, автор реалистического детективного романа «Чисто научное убийство» (2002), цикла детективных повестей об израильском адвокате Амосе Лапиде и цикла детективных новелл «Расследования Бориса Берковича» (в книге «Салат из креветок с убийством», 2008).
Также автор ряда работ по истории НФ и развитию творческого воображения («Звёздные корабли воображения», 1988), совместно с Генрихом Альтовым им разработана шкала «Фантазия-2» для оценки новизны, убедительности, человековедческой и художественной ценности НФ идей (1986).
С 2008 года является главным редактором литературного журнала «Млечный Путь», а с 2010 года — также редактором международного журнала РБЖ Азимут.

Фантастика и детективы | +
• Все разумные (2002, изд. АСТ)
• Дорога на Элинор (2008, изд. «СеферИсраэль»)
• Капли звездного света (1990, изд. «Молодая гвардия»)
• Люди Кода (1997, изд. «Миры»; 2006, изд. «Амфора»; 2008, изд. «СеферИсраэль»)
• Салат из креветок с убийством (2008, изд. «СеферИсраэль»)
• Сегодня, завтра и всегда (1984, изд. «Знание»)
• Странные приключения Ионы Шекета (2005, изд. АСТ)
• Тривселенная (2004, изд. ООО Широкова)
• Час урагана (2005, изд. АСТ)
• Чисто научное убийство (2002, изд. «Вече»)
• Что будет, то и будет (2002, изд. АСТ)
• Что там, за дверью? (2007, изд. «Форум»)

Re: Песах Амнуэль

СообщениеДобавлено: 12 май 2010, 15:33
Автор Ser
Песах Амнуэль "Чисто научное убийство" - Привлекла эта книга меня со своей аннотацией: "Роман представляет безусловный интерес для тех, кто соскучился по настоящему, классическому детективу." Книга состоит из четырех независимых частей, в которых историк Песах Амнуель расследует убийства - невозможные преступления вместе с комиссаром тель-авивской уголовной полиции Романом Бутлером, и трех интерлюдий-стилизаций АКД (Самоубийство Джорджа Уиплоу), По (Исповедь убийцы) и Кристи (Бык посейдона) между частьями (сперва я подумал, что эти интерлюдии включены просто так. Но после "Быка посейдона" засомневался в авторстве Кристи и в интернете нашел заметку, что и автором этих рассказов является сам Амнуэль). Не считая затянутость последней части - романа "Прямая улика" (первые три части рассказы) - где расследуется убийство в самолете (странно все-таки, герои не вспомнили во время расследования "Смерть в облаках" Кристи, так как и Песах, и Роман любят классику детектива), очень даже неплохо. Невозможные преступления, научные и простые объяснения разгадок, тонкий юмор, стилизации классиков - рекомендую!

Re: Песах Амнуэль

СообщениеДобавлено: 08 май 2022, 17:24
Автор Роджер Шерингэм
"Расследования Берковича"

Обширный цикл рассказов-"пятиминуток", переваливших общим числом за две сотни. Все я, конечно, не читал, а взял выборку рассказов на 30 с сайта Вольского и в последний месяц потихоньку в неё заглядывал.
Понятно, что сам формат диктует простоту загадок, где, в лучшем случае, у читателя сразу есть возможности самому всё успешно разгадать, а в худшем - ключевая улика появляется перед самой разгадкой, и надо успеть её осмыслить, прежде чем разгадка "прыгает в руки" волей автора. А обилие историй ведёт к их неравноценному уровню, часто варьирующему известные трюки и сюжеты (в том числе в случае "невозможностей", которых в выборке Вольского больше половины, что сразу выводит Амнуэля едва ли не на первое место среди русскоязычных авторов по суммарному количеству "невозможностей").
Кое-что, однако, запоминается - не столько сложностью разгадки, сколько оригинальностью постановки проблемы. Например, "Стакан со льдом" - превращение в находящемся под наблюдением бокале воды в вино (где, как не в Израиле, происходить такому? :)). Или "Подлинность подделки" - превращение подлинного рисунка великого художника в грубую подделку притом, что подписи экспертов на обороте листа остались подлинными. Или "Старинная шпага", несколько честертоновская по атмосфере (но сильно уступающая Честертону по громоздкости решения) проблема - жертва заколота снятой со стены неудобной старинной шпагой, хотя рядом с телом лежит несколько ножей. Или необычная (возможно, где-то попадалась, но лично мне не встречалась) вариация на тему "невозможного" отсутствия следов вокруг задушенной жертвы в "Смерти под дождём".
Короче, интересующимся русскоязычным детективом, несомненно, стоит обратить внимание.

Re: Песах Амнуэль

СообщениеДобавлено: 18 июн 2022, 20:59
Автор Роджер Шерингэм
"Чисто научное убийство"

После мини-рассказов о Берковиче этот цикл, где следствие, соревнуясь наперегонки, ведут комиссар полиции Бутлер и его приятель учёный Амнуэль (но не физик, как реальный автор, а историк), скорее разочаровал. Цикл, кстати говоря, существенно больше четырёх ранних повестей, вошедших в этот авторский сборник, и в дальнейшем свернул куда-то в сторону сущей фантастики. Впрочем, и здесь разгадки всех трёх "невозможных" повестей на грани фантастики - это, как можно догадаться по заглавию, нечто из особо передовой области науки, пока что никому не ведомой. Что в сугубо реалистическом антураже классического детектива (пусть и современного) не есть хорошо. Четвёртая повесть, "Несколько капель крови", невозможности не содержит, но и разгадка тут не блещет оригинальностью - подобная идея была блестяще отработана ещё Конан Дойлем. И если рассказам о Берковиче некоторая вторичность была простительна в силу их размера и количества, то в крупной форме это смотрится куда хуже и перевешивает несомненные чисто литературные достоинства.
Гораздо интереснее литературные стилизации под По, Конан Дойля и Кристи, написанные самим Амнуэлем и включённые в этот сборник. Если стилизацию под По, "Исповедь убийцы", слегка портит "рационализаторский" эпилог, разрушающий готическую атмосферу, то псевдо-конандойлевское "Самоубийство Джорджа Уиплоу" вполне точно следует авторскому стилю. И я не соглашусь с igorei, писавшим про этот рассказ, что разгадка совсем уж проста, ключей мало и для написанного в наши дни рассказа слишком отдаёт "истоками"; на мой вкус, стилизация под конкретного автора должна отвечать его манере подавать сюжет, и с этим Амнуэль справился. Неплохо и подражание Кристи, "Бык Посейдона", несомненно отсылающее сюжетом к одному из самых известных её романов, но изящно варьирующее его задумку (тем более, что хорошие задумки и сама Кристи повторяла с вариациями не раз).

Re: Песах Амнуэль

СообщениеДобавлено: 29 июл 2024, 01:10
Автор Виктор
Я прочитал рассказ П. Амнуэля "Чисто еврейское убийство".
Это рассказ входит в цикл "Чисто научное убийство"? Или это отдельное произведение?
Расследование тоже ведёт комиссар Бутлер. Выводы делает историк Амнуэль.
Но дело в том, что рассказ написан как "фантастический детектив".