Анри-Жорж Клузо
Добавлено: 14 мар 2011, 01:09
Автор Роджер Шерингэм
Анри-Жорж Клузо / Henri-Georges Clouzot (1907-1977)
Анри-Жорж Клузо, французский мастер "саспенса", известен в нашей стране, к сожалению, далеко не столь широко, как Хичкок, хотя критиками многократно был признан французским аналогом последнего. Впрочем, не будем употреблять слово "аналог" в отношении этого самобытного мастера. Как и Хичкок, Клузо был перфекционистом, активно использовавшим для нагнетания страха технические средства и доводившим зрительную линейку фильма до совершенства, как и Хичкок, он обладал немалым запасом мрачноватой мизантропической иронии, как и Хичкок, он был позёром и любил эпатировать журналистов и публику, создавая рекламу своим фильмам. Однако фильмам Клузо присущ французский шарм и ещё большая сосредоточенность на психологии действующих лиц, свойственна атмосфера безысходности и ужаса, нагнетаемого недоговорённостями и тем, что происходит за кадром, а также умелым использованием света и теней в чёрно-белом изображении. Клузо подробно и с большим интересом изучает человеческие патологии, в деталях демонстрируя нравственные извращения людей и, как и Хичкок, выплёскивая на экран свои мании и боязнь женщин.
Анри-Жорж Клузо, французский мастер "саспенса", известен в нашей стране, к сожалению, далеко не столь широко, как Хичкок, хотя критиками многократно был признан французским аналогом последнего. Впрочем, не будем употреблять слово "аналог" в отношении этого самобытного мастера. Как и Хичкок, Клузо был перфекционистом, активно использовавшим для нагнетания страха технические средства и доводившим зрительную линейку фильма до совершенства, как и Хичкок, он обладал немалым запасом мрачноватой мизантропической иронии, как и Хичкок, он был позёром и любил эпатировать журналистов и публику, создавая рекламу своим фильмам. Однако фильмам Клузо присущ французский шарм и ещё большая сосредоточенность на психологии действующих лиц, свойственна атмосфера безысходности и ужаса, нагнетаемого недоговорённостями и тем, что происходит за кадром, а также умелым использованием света и теней в чёрно-белом изображении. Клузо подробно и с большим интересом изучает человеческие патологии, в деталях демонстрируя нравственные извращения людей и, как и Хичкок, выплёскивая на экран свои мании и боязнь женщин.
- Биография режиссёра | +
- Анри-Жорж Клузо родился 18 августа 1907 года в городке Ньер на западе Франции в семье владельца книжного магазина. Когда после Первой мировой войны его отец разорился, семья была вынуждена переехать в Брест. Клузо мечтал стать лётчиком, но из-за слабого зрения не был принят в военное училище и в 1925 году поступил в Сорбонну на факультет политических наук, решив стать журналистом либо дипломатом, и вскоре снискал успех в качестве политического обозревателя. Одновременно Клузо занялся написанием сценариев и адаптированием литературных произведений для кинематографа, и через некоторое время был приглашён в Берлин в качестве переводчика и сценариста на одну из местных киностудий, где познакомился с фильмами Мурнау и Ланга, оказавшими на него сильное влияние. В 1931 году он решил попробовать свои силы в режиссуре и снял короткометражный комедийный триллер "Ужас Батиньолей", в котором уже прослеживаются начатки его будущего стиля, несмотря на общую схематичность. Затем последовали ещё две мелодрамы, ничего не прибавившие к его творческой репутации, а в 1934 году Клузо был изгнан с киностудии за дружеские отношения с некоторыми её работниками - евреями и придерживавшимися левых взглядов. В 1935 году у него был диагностирован туберкулёз, и Клузо вынужден был уехать на лечение в Швейцарию, откуда вернулся в Париж в самом начале Второй мировой войны. Благодаря слабому здоровью Клузо не был призван на фронт и вновь занялся драматургией.
В октябре 1940 года в оккупированном Париже под патронатом нацистов была создана кинокомпания Continental films, целью которой было способствовать развитию нового французского кино, коммерческого и отвечавшего идеям т.н. "нового порядка", установленного немцами и вишистами. Особо поощрялся на ней выпуск детективов, которые, как считалось, критиковали буржуазное общество довоенной Франции, в частности, был экранизирован целый ряд романов Сименона. В то же время большинство крупных деятелей довоенного французского кинематографа из страны эмигрировали в Голливуд или Лондон. Вскоре после создания директор Continental films Альбер Гревен пригласил Клузо на неё сценаристом. Тот, находясь в крайне бедственном положении, вынужден был согласиться.
В 1941 году по сценарию Клузо была выпущена экранизация детективного романа Станисласа-Андре Стеемана "Последний из шестёрки", а в 1942 году Клузо уже сам экранизировал ещё одну книгу Стеемана, "Убийца живёт в номере 21". Фильм имел широкий успех у зрителей, и Клузо решил взяться за экранизацию подлинной истории терроризировавшего город анонимными письмами, спровоцировав тем самым несколько убийств ради сокрытия гражданами своих тайн, моралиста, произошедшей во французской глубинке в 1920-е годы. К 1943 году был снят, несмотря на противодействие руководства киностудии, едва ли не лучший фильм Клузо, экзистенциальный триллер "Ворон". Скромный провинциальный врач пытается выяснить, кто разослал ему и многим другим горожанам анонимки, доведя жителей до ненависти друг к другу и взаимного бойкота. Страх, возникший из ничего, расползся, как заразная болезнь, найдя благодатную почву в омертвелых душах людей, вызывая в памяти зрителя книги Камю, Дюрренматта и Сартра. Язвительный, нагнетающий атмосферу взаимной нетерпимости персонажей (причём, казалось бы, на экране не происходит ничего, кроме совершенно обыденных событий из жизни маленького городка), демонстрирующий гниль, которой подверглись едва ли не все общественные отношения, "Ворон" немедленно по выходе вызвал грандиознейший скандал, в результате чего Клузо был уволен, а фильм запрещён в Германии за аморальность и подвергся критике как консерваторов и церкви, так и левых кругов, увидевших в нём оскорбление французской нации и социальный заказ немцев. Начальный титр "в одном маленьком городке, каких много во Франции" воспринимался как пощёчина всему французскому. Тем не менее, "Ворон" пользовался огромной популярностью у зрителей, пока после освобождения Франции не был незамедлительно запрещён до самого 1969 года, а Клузо не угодил под суд за коллаборационизм.
По приговору Клузо был пожизненно отлучён от кинематографа, но благодаря заступничеству режиссёров Рене Клера и Клода Отан-Лара, а также писателей Кокто и Сартра, восхищённого "Вороном", приговор был сокращён до двух лет. По его истечении в 1947 году Клузо, вновь использовав в качестве основы роман Стеемана ("Законная оборона"), выпускает криминальную драму "Набережная Орфевр" (за что был признан лучшим режиссёром на Венецианском кинофестивале), также имевшую большой зрительский успех и сочетавшую элементы нуара с чёрным юмором и типично французской демонстрацией бездушности и жестокости полицейской машины - мотив, позднее затёртый французским криминальным кинематографом.
В 1949 году последовали экранизация классической криминальной мелодрамы XVIII века "Манон" (главный приз Венецианского кинофестиваля) и драма о французских военнопленных в Рейхе "Возвращение к жизни", а в 1950 году Клузо снял легкомысленную комедию "Микетта и её мать", провалившуюся в прокате, после чего был вынужден принять предложение бразильцев снять документальный фильм о жизни в фавелах Рио, но вернулся на родину, так его и не закончив,а по возвращении издал о своём путешествии книгу "Лошадь для двоих". В это же время он женился на бразильской актрисе Вере Гибсон-Амаду, в последующие годы сыгравшей главные роли в его фильмах.
В 1953 году выходит новый фильм Клузо "Плата за страх". Снятый по автобиографической книге Ж.-Ж. Арно, этот драматичный "саспенс", замаскированный под социальный боевик, рассказывает историю нескольких мужчин, нанявшихся доставить на грузовике партию нитроглицерина через дебри Южной Америки, искусно нагнетая зрительское напряжение мыслями об опасном грузе. Фильм получил главные призы Каннского и Берлинского кинофестивалей, снискал широкую популярность и даже был закуплен в СССР.
Следом Клузо заинтересовался романом Буало-Нарсежака "Та, которой не стало". Легенда гласит, что он выкупил у них права за экранизацию за несколько часов до Хичкока, которому в утешение Буало-Нарсежак сочинили основу для "Головокружения". Так в 1955 году появились "Дьяволицы", самый близкий к стилистике Хичкока фильм Клузо, манипулируя благодаря виртуозной интриге и психологическому напряжению зрительским вниманием, рассказывающий историю двух женщин, замысливших и вроде бы осуществивших убийство, изумляющий неожиданным финалом самый классический "саспенс" в его творчестве, столь восхитивший Хичкока, что тот признал Клузо равным себе мастером и использовал художественные находки коллеги в своём "Психо".
В 1956 году Клузо вновь обращается к документалистике, выпустив фильм "Тайна Пикассо" о своём близком друге и его творческом процессе, а в 1957 году снимает абсурдную трагикомедию "Шпионы", где действие, только кажущееся детективным, происходит в психиатрической клинике, куда прибывают якобы пациенты, кажущиеся шпионами. Оба эти фильма не вызвали зрительского интереса, в отличие от вышедшей в 1960 году драмы "Истина" с Брижит Бардо в главной роли о развращении юной провинциалки. Также можно отметить, что в 1957 году Клузо поучаствовал в написании сценария социальной драмы Кристиан-Жака "Если бы парни всей земли" о рабочей взаимопомощи, отмеченном на кинофестивале в Сан-Себастьяне.
1960-е годы стали для Клузо трагическими. Ещё в 1960 году умерла его жена Вера Клузо (хотя вскоре, подбирая актёров для так и не состоявшейся экранизации набоковской "Камеры Обскуры", он познакомился с актрисой Инес де Гонсалес и женился на ней), а приобретавшие всё больший авторитет молодые режиссёры "Новой волны", по иронии судьбы воспитанные на творчестве Хичкока, объявили бой французскому криминальному кинематографу, а заодно и Клузо, объявив его фильмы устарелыми и несерьёзными и серьёзно пошатнув его репутацию в глазах зрителя. Как ни странно, Клузо воспринял критику близко к сердцу и сам разочаровался в предыдущих работах. На сей раз сам написав сценарий, он начал работу над "Адом", трагической историей всепоглощающей ревности. Фильм обещал стать выдающимся, но сперва заболел исполнитель главной мужской роли, потом сам Клузо, а затем у режиссёра кончились деньги, и фильм так и не был завершён. Много лет спустя поклонники творчества режиссёра собрали сохранившийся материал и, смонтировав, выпустили на экран. Некоторое представление о несостоявшемся проекте может также дать одноимённый фильм, поставленный в 1994 году точно по сценарию Клузо постаревшим Клодом Шабролем, по горькой иронии судьбы в молодости бывшим одним из глашатаев "новой волны" и хулителей Клузо.
После краха "Ада" Клузо задумывает триллер "Зло" о фотографе, видящем преступление через объектив фотокамеры, но, узнав о выходе "Фотоувеличения" Антониони, уничтожает сценарий. Из-за нехватки денег он вынужден режиссировать записи концертов Герберта фон Караяна, благодаря чему, восстановив финансовое положение, в 1967 году смог приступить к съёмкам своего последнего фильма, "Пленницы", драмы о любовном треугольнике и влечении, сопряжённом с интересом к фотографии, претворившей идеи несостоявшихся фильмов. Несмотря на перерыв в работе, вызванный очередным сильным недомоганием режиссёра, в 1968 году "Пленница" вышла на экран и встретила прохладный приём.
В последние годы жизни здоровье режиссёра серьёзно ухудшилось, несмотря на новые идеи. Стремясь эпатировать публику, он вознамерился снять порнографический фильм, но, не найдя поддержки, ограничился выпуском альбома фотографий "Раскадрированная нагота". 12 января 1977 года Клузо скончался от инфаркта, слушая "Осуждение Фауста" Берлиоза и был похоронен рядом с первой женой на кладбище Монмантра.
Хотя многие фильмы Клузо в настоящее время признаны национальным достоянием, а в своё время пользовались успехом по всему миру, в настоящее время за пределами Франции он малоизвестен. Возможно, роль сыграли здесь так и не утихшие до конца слухи о его коллаборационизме и презрении к Франции и французскому менталитету, возможно, эпатажное поведение режиссёра. В России его знает лишь старшее поколение как автора "Платы за страх", далеко не самого яркого и типичного его фильма. Настало время восполнить пробел хотя бы здесь.
- Фильмография режиссёра | +
- Ужас Батиньолей / La terreur des Batignolles (1931)
Всё для любви / Tout pour l'amour (1932)
Каприз принцессы / Caprice de princesse (1933)
Убийца живет в 21-м / L'assassin habite... au 21 (1942)
Ворон / Le corbeau (1943)
Набережная Орфевр / Quai des Orfèvres (1947)
Манон / Manon (1949)
Возвращение к жизни / Retour à la vie (1949)
Микетта и её мать / Miquette et sa mère (1950)
Путешествие в Бразилию / Le voyage en Brésil (1951)
Плата за страх / Le salaire de la peur (1953)
Дьяволицы / Les diaboliques (1954)
Тайна Пикассо / Le mystère Picasso (1956)
Шпионы / Les espions (1957)
Истина / La vérité (1960)
Ад / L'enfer (1964)
Пленница / La prisonnière (1968)
Незаконченные фильмы выделены курсивом. Не включены снятые Клузо трансляции симфонических концертов и фильмы, где он был только автором сценария.