Жорж Франжю
Добавлено: 08 окт 2017, 23:02
Жорж Франжю
Жорж Франжю (Georges Franju, 1912-1987) - французский кинорежиссёр.
В кинематографе Франжю был самоучкой. Послужив во французской армии в Алжире, поработав на фабрике и художником-оформителем, в 1935 году он знакомится с ещё более молодым, но куда более состоятельным Анри Ланглуа. Их объединяет интерес к раннему кино, особенно немому. И, как важнейшей части немого, кинематографу развлекательному. Сняв вместе короткометражку о парижском метро, в 1936 на деньги родителей Ланглуа они создают Французскую синематеку - архив старых лент. Сейчас это уважаемое учреждение, известное во всём мире. Поначалу в ней хранилось всего десять фильмов.
Франжю и Ланглуа останутся друзьями на всю жизнь, но пути их разойдутся. Ланглуа стал уважаемым учёным и публицистом, вдохновлявшим знаменитую "Новую волну". Франжю предпочёл теории практику, но сохранил на всю жизнь интерес к старому кино и к массовому искусству. Утончённое эстетство парадоксальным образом перекликалось у него с интересом к грубым и даже жестоким сторонам человеческой жизни. Поэтому начал он в конце 1940-х годов с натуралистических документальных фильмов о мясобойне, жестоких условиях труда на фабрике и жизни в домах военных инвалидов. В 1958 году Франжю снимает свой первый художественный фильм, "Головой об стену". Основанный на романе Эрве Базена, он реалистически изображал побег молодого человека из психиатрической клиники, куда его поместил отец за подростковый бунт. Уже здесь Франжю нашёл двух постоянных соавторов - композитора Мориса Жарра и актёра Пьера Брассёра.Прославили Франжю вышедшие в 1959 году "Глаза без лица". Врач, которого играет Брассёр, с помощью своей красавицы-ассистентки похищает и убивает юных девушек, движимый благими намерениями - пересадить их лица своей дочери, обезображенной в автокатастрофе. Её организм отторгает пересадки, но отец не унывает. Разумеется, это не детектив, хотя здесь присутствуют элементы обратного детектива - полиция и родственники жертв пытаются раскрыть преступление, которое известно зрителю, но к финалу неизвестно, успевают ли они это сделать. Киноведы традиционно определяют "Глаза без лица" как хоррор. Да, здесь присутствуют жестокие, натуралистические, кровавые сцены, сделавшие в свое время этот фильм скандальным и повлиявшие на развитие жанра. Но визуальная красота фильма, каждого кадра, даже тех самых сцен, при всей нелепости сюжета и пафосности отдельных моментов однозначно выводит его из разряда просто развлекательных, превращая в произведение искусства. Пожалуй, вернее трактовать "Глаза без лица" как сказку. Очень страшную сказку о заколдованном замке, продолжающую "Красавицу и чудовище" Кокто, которая, однако, происходит не где-то за тридевять земель, а в современном Париже. И где-то снаружи сказочного сюжета могут быть - но не могут в него попасть - даже реалистичные полицейские. Так что, несмотря на детективные моменты, сказочный сюжет развивается по своим законам и побеждает.
Жорж Франжю (Georges Franju, 1912-1987) - французский кинорежиссёр.
В кинематографе Франжю был самоучкой. Послужив во французской армии в Алжире, поработав на фабрике и художником-оформителем, в 1935 году он знакомится с ещё более молодым, но куда более состоятельным Анри Ланглуа. Их объединяет интерес к раннему кино, особенно немому. И, как важнейшей части немого, кинематографу развлекательному. Сняв вместе короткометражку о парижском метро, в 1936 на деньги родителей Ланглуа они создают Французскую синематеку - архив старых лент. Сейчас это уважаемое учреждение, известное во всём мире. Поначалу в ней хранилось всего десять фильмов.
Франжю и Ланглуа останутся друзьями на всю жизнь, но пути их разойдутся. Ланглуа стал уважаемым учёным и публицистом, вдохновлявшим знаменитую "Новую волну". Франжю предпочёл теории практику, но сохранил на всю жизнь интерес к старому кино и к массовому искусству. Утончённое эстетство парадоксальным образом перекликалось у него с интересом к грубым и даже жестоким сторонам человеческой жизни. Поэтому начал он в конце 1940-х годов с натуралистических документальных фильмов о мясобойне, жестоких условиях труда на фабрике и жизни в домах военных инвалидов. В 1958 году Франжю снимает свой первый художественный фильм, "Головой об стену". Основанный на романе Эрве Базена, он реалистически изображал побег молодого человека из психиатрической клиники, куда его поместил отец за подростковый бунт. Уже здесь Франжю нашёл двух постоянных соавторов - композитора Мориса Жарра и актёра Пьера Брассёра.Прославили Франжю вышедшие в 1959 году "Глаза без лица". Врач, которого играет Брассёр, с помощью своей красавицы-ассистентки похищает и убивает юных девушек, движимый благими намерениями - пересадить их лица своей дочери, обезображенной в автокатастрофе. Её организм отторгает пересадки, но отец не унывает. Разумеется, это не детектив, хотя здесь присутствуют элементы обратного детектива - полиция и родственники жертв пытаются раскрыть преступление, которое известно зрителю, но к финалу неизвестно, успевают ли они это сделать. Киноведы традиционно определяют "Глаза без лица" как хоррор. Да, здесь присутствуют жестокие, натуралистические, кровавые сцены, сделавшие в свое время этот фильм скандальным и повлиявшие на развитие жанра. Но визуальная красота фильма, каждого кадра, даже тех самых сцен, при всей нелепости сюжета и пафосности отдельных моментов однозначно выводит его из разряда просто развлекательных, превращая в произведение искусства. Пожалуй, вернее трактовать "Глаза без лица" как сказку. Очень страшную сказку о заколдованном замке, продолжающую "Красавицу и чудовище" Кокто, которая, однако, происходит не где-то за тридевять земель, а в современном Париже. И где-то снаружи сказочного сюжета могут быть - но не могут в него попасть - даже реалистичные полицейские. Так что, несмотря на детективные моменты, сказочный сюжет развивается по своим законам и побеждает.
- продолжение | +
- Фильмография (жирным выделены имеющие детективный характер работы) | +