Страница 1 из 1

Жорж Франжю

СообщениеДобавлено: 08 окт 2017, 23:02
Автор Роджер Шерингэм
Жорж Франжю
Жорж Франжю (Georges Franju, 1912-1987) - французский кинорежиссёр.

В кинематографе Франжю был самоучкой. Послужив во французской армии в Алжире, поработав на фабрике и художником-оформителем, в 1935 году он знакомится с ещё более молодым, но куда более состоятельным Анри Ланглуа. Их объединяет интерес к раннему кино, особенно немому. И, как важнейшей части немого, кинематографу развлекательному. Сняв вместе короткометражку о парижском метро, в 1936 на деньги родителей Ланглуа они создают Французскую синематеку - архив старых лент. Сейчас это уважаемое учреждение, известное во всём мире. Поначалу в ней хранилось всего десять фильмов.
Франжю и Ланглуа останутся друзьями на всю жизнь, но пути их разойдутся. Ланглуа стал уважаемым учёным и публицистом, вдохновлявшим знаменитую "Новую волну". Франжю предпочёл теории практику, но сохранил на всю жизнь интерес к старому кино и к массовому искусству. Утончённое эстетство парадоксальным образом перекликалось у него с интересом к грубым и даже жестоким сторонам человеческой жизни. Поэтому начал он в конце 1940-х годов с натуралистических документальных фильмов о мясобойне, жестоких условиях труда на фабрике и жизни в домах военных инвалидов. В 1958 году Франжю снимает свой первый художественный фильм, "Головой об стену". Основанный на романе Эрве Базена, он реалистически изображал побег молодого человека из психиатрической клиники, куда его поместил отец за подростковый бунт. Уже здесь Франжю нашёл двух постоянных соавторов - композитора Мориса Жарра и актёра Пьера Брассёра.Прославили Франжю вышедшие в 1959 году "Глаза без лица". Врач, которого играет Брассёр, с помощью своей красавицы-ассистентки похищает и убивает юных девушек, движимый благими намерениями - пересадить их лица своей дочери, обезображенной в автокатастрофе. Её организм отторгает пересадки, но отец не унывает. Разумеется, это не детектив, хотя здесь присутствуют элементы обратного детектива - полиция и родственники жертв пытаются раскрыть преступление, которое известно зрителю, но к финалу неизвестно, успевают ли они это сделать. Киноведы традиционно определяют "Глаза без лица" как хоррор. Да, здесь присутствуют жестокие, натуралистические, кровавые сцены, сделавшие в свое время этот фильм скандальным и повлиявшие на развитие жанра. Но визуальная красота фильма, каждого кадра, даже тех самых сцен, при всей нелепости сюжета и пафосности отдельных моментов однозначно выводит его из разряда просто развлекательных, превращая в произведение искусства. Пожалуй, вернее трактовать "Глаза без лица" как сказку. Очень страшную сказку о заколдованном замке, продолжающую "Красавицу и чудовище" Кокто, которая, однако, происходит не где-то за тридевять земель, а в современном Париже. И где-то снаружи сказочного сюжета могут быть - но не могут в него попасть - даже реалистичные полицейские. Так что, несмотря на детективные моменты, сказочный сюжет развивается по своим законам и побеждает.
продолжение | +
Следующий фильм Франжю, "Убийца выходит из тени" 1961 года, уже чистый классический детектив в английском духе, с семейным замком и многочисленными наследниками, один из которых стремится хитроумно убить остальных. Однако, увы, сценарий оказался неудачным, хотя и был написан самими Буало-Нарсежаком при участии отредактировавшего диалоги драматурга-детективиста Робера Тома (автора "Восьми женщин"). Мелькнув в завязке фильма, любимый актёр Брассёр исчезает, и в сюжете топчется куча невыразительных персонажей во главе с Жаном-Луи Трентиньяном, так что зрителю уже не хочется гадать, кто из них убийца. Даже удивительной красоты кадры и музыка Жарра не спасают фильм. Детективный сюжет, впрочем, в нём присутствует, как и расследование, и логичная разгадка.
"Тереза Дескейру" 1962 года, основанная на романе нобелевского лауреата Франсуа Мориака - уход от детективного жанра, но не от криминальной темы. Это история женщины, маниакально стремящейся отравить своего мужа.
Зато "Жюдекс" 1963 года стал оммажем столь любимому Франжю немому развлекательному кино, вариацией на темы сериала 1916 года, снятого Луи Фейядом, автором первых фильмов про Фантомаса, об ещё одном неуловимом преступнике под маской, на сей раз положительном. Разумеется, и это не столько детектив (где загадкой остается разве что личность Жюдекса), сколько приключения. Но сюжет, откровенно нелепый, для Франжю здесь и не важен. Он переснимает Фейяда не дословно, а, выбирая самые красивые ракурсы, вновь рассказывает романтичную сказку, но на сей раз с хорошим концом.
Увы, "Жюдекс" оказался практически прощанием Франжю с жанром и с кинематографом. Роковую роль здесь сыграли взращённые как раз Синематекой и вошедшие в моду молодые режиссёры "Новой волны" (Годар, Трюффо, Шаброль и т.д.). Что забавно, и они (особенно Трюффо и Шаброль) отдавали дань детективному жанру, но, открыто ориентируясь на американский "нуар" и Хичкока и "сбрасывая с корабля современности" национальное кино-наследие, подвергли Франжю разгромной критике в печати как устаревшего и архаичного. В 1965 году Франжю выпускает еще один фильм, "Самозванец Тома" по роману Жана Кокто, историю подростка, в Первую мировую войну принятого за племянника популярного генерала, но затем бросает всё и переходит в руководство Синематекой. "Проступок аббата Муре" в 1970 году вновь был экранизацией классики - Эмиля Золя. Зато "Красные ночи" в 1974 году стали последней - и неудачной - попыткой возвращения в любимый жанр уже на современном материале. Здесь представители полиции вместе с племянником жертвы борются с таинственным преступником, управляющим бандой оживлённых людей с умершим мозгом. И это, разумеется, не столько детектив, сколько приключения. Впрочем, на русский язык этот фильм не переведён. Наконец, в 1975 году Франжю переснимает "Глаза без лица" на телевидении - мероприятие столь же неудачное, сколь бессмысленное для филигранного фильма, в котором ничего не отнять и не прибавить. Дважды в одну реку не войдёшь. Жоржу Франжю на остаток дней его остаётся работа в театре и руководящее кресло в Синематеке, а зрителю - его немногочисленные фильмы.


Фильмография (жирным выделены имеющие детективный характер работы) | +
1958 : Головой о стену (La Tête contre les murs)
1960 : Глаза без лица (Les Yeux sans visage)
1961 : Убийца выходит из тени / Весь свет на убийцу (Pleins feux sur l'assassin)
1962 : Тереза Дескейру (Thérèse Desqueyroux)
1963 : Жюдекс (Judex)
1965 : Самозванец Тома (Thomas l'imposteur)
1970 : Проступок аббата Муре (La Faute de l'abbé Mouret)
1974 : Красные ночи (Nuits rouges)