Эдгар Аллан По
Добавлено: 25 фев 2010, 21:00
Эдгар Аллан По
(Edgar Allan Poe)(США, 19 января 1809 года — 7 октября 1849 года) С удивлением обнаружил, что на детективном форуме нет темы об основателе детектива...
Эдгар Аллан По, великий американский поэт и писатель, одна из самых загадочных личностей в истории в общем-то изученной вдоль и поперёк литературы XIX века, основатель многих новых жанров, родился 19 января 1809 в Бостоне, в семье бродячих актёров. Отец его был урождённым американцем ирландского происхождения, а мать - англичанкой. Уже в два года будущий писатель потерял родителей, хотя воспоминания о матери образуют канву некоторых его произведений, где часты смерти молодых героинь. Детей усыновили друзья По, семья богатого коммерсанта Аллана из Ричмонда в штате Вирджиния. Вскоре Аллены уехали в Лондон, где будущий писатель проучился несколько лет в пансионе. Хотя дела у Алленов шли с переменным успехом, приёмным детям они ни в чём не отказывали. По возвращении из Лондона 11-летний Эдгар был отдан в Ричмондский колледж, а в 1826 году поступил в Вирджинский университет.
С детства По был противоречивой личностью - хорошая успеваемость как по литературе и истории, так и по астрономии и физике сочетались в нём с романтической неуравновешенностью. Юный Эдгар ясно декларировал своё превосходство над сверстниками и зачастую подвергал их психологическим опытам, но в то же время участвовал во всех их попойках.
Осенью 1826 года По бросил университет и порвал все отношения с отчимом, не одобрявшим литературные увлечения и долги молодого Эдгара. С отъезда в родной Бостон начались практически вечные скитания По. Под псевдонимом он печатает свой первый сборник стихов "Тамерлан и другие стихотворения", но так и не выпускает его в свет. Первоначально, чтобы не умереть с голоду, молодой автор идёт в армию, но в начале 1829 года делает попытку примирения с отчимом, великодушно простившим его. В конце того же года в Балтиморе переработанный стихотворный сборник «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения» всё же поступает в продажу, но остаётся совершенно незамеченным, несмотря на одобрение местных критиков. В начале 1830 года по настоянию Аллена По становится курсантом Военной академии Вест-Пойнт (хотя не проходит по возрасту), но уже через год добивается исключения из неё за нарушения устава. Итог - окончательный разрыв с отчимом.
В Нью-Йорке, собрав по подписке деньги с университетских товарищей, По выпускает сборник "Поэмы Эдгара А. По: Второе издание", но туманность и романтичность текстов оттолкнула как друзей, так и покупателей. Вернувшись в Балтимор, По сперва поселяется у тётки Клемм, но потом его следы теряются примерно на два года. В 1832 появляется его первый рассказ - готический "Метценгерштейн", напечатанный в филадельфийском "Saturday Courier". Эта история, несмотря на явный европейский сказочный колорит, во многом автобиографична.
Осенью 1833 голодающий Эдгар По посылает на конкурс лучших рассказов и стихов, объявленный одним из балтиморских еженедельников, несколько рассказов и поэму, выиграв его в обеих номинациях. Тем не менее, получает автор премию только за прозаическую часть - рассказ "Рукопись, найденная в бутылке". Прославившийся автор приглашается в ричмондский журнал «Southern Literary Messenger», подотворно работает, а в 1836 женится на своей двоюродной сестре, 13-летней Вирджинии Клемм. Вирджиния стала для По музой и символом женственности и всего прекрасного в мире. Тем не менее, отношения их оставались чисто платоническими, и детей, соответственно, не имелось. В ричмондский период появляются некоторые миниатюрные шедевры По. Среди них остроумная сатира "Человек, которого изрубили в куски" и несколько пародийных абсурдистских новелл, символические "Лигейя" и "Падение дома Ашэров", "Вильям Вильсон", ставящий проблему раздвоения личности, впоследствии столь блестяще разработанную Стивенсоном, "Чёрт на колокольне", высмеивающий затхлость сельской жизни.
В 1838 По работает над своим единственным романом - "Повестью о приключениях Артура Гордона Пима", незавершённой, крайне спорной и оценённой по достоинству лишь в XX веке. "Повесть" сочетает в себе черты научно-приключенческого романа путешествий (недаром её завершил Жюль Верн), символистского повествования и модернистски-мрачного душевного излияния. Сам По впоследствии, однако, считал её неудачной. Также небезынтересно, что плавание нантакетца Пима по южным морям натолкнуло Мелвилла на идею "Моби Дика", одной из этапных книг мировой литературы.
В 1841 По приглашают в филадельфийский «Burton’s Gentleman’s Magazine», а вскоре - главным редактором на ладан дышащего «Graham’s Magazine». Последний под руководством По превращается в один из популярнейших журналов страны. Тем не менее, через два года владельцы разрывают контракт с По. Он пытается издавать собственный журнал, но не находит средств и переходит внештатным сотрудником в нью-йорский «Broadway Journal». Филадельфийский период можно считать самым счастливым и плодотворным в жизни По. Фантасмагорические "Колодец и маятник", "Маска красной смерти", "Чёрный кот" ставят одновременно проблемы жизни и смерти, а "Чёрный кот" и "Сердце-обличитель" точно исследуют психологию преступника, распад его личности под воздействием страстей. Писателя вообще беспокоят проблемы многогранной личности человека, разрушающего собственную цельность по тем или иным причинам. По, как и его современник и одногодок Гоголь, боится погребения заживо. Помимо научных статей на эту тему, появляются "Разговор с мумией" и "Правда о том, что случилось с мосье Вальдемаром", исследующие жизнь после смерти. В то же время глубокие проникновения в психологию и общий хоррорный настрой не мешают По остроумно вышучивать обстоятельства современной ему жизни, как в "Разговоре с мумией", а также собственные приёмы, как в "Ангеле необъяснимого". По интенсивно работает как критик, протестуя против буржуазно-эпической официальной литературы.
В это же время происходит событие, не замеченное современниками, но весьма важное теперь. В 1841 в «Graham’s Magazine» появляется вроде бы типично фантасмагорический рассказ "Убийство на улице Морг", считающийся ныне первым образцом детективного жанра. За ним трилогию о Дюпене продолжают "Тайна Мари Роже" конца 1842 года и "Похищенное письмо" 1844 года. Помимо этого, в детективное наследие По также можно включить "Золотой жук" 1843 года и "Ты еси муж, сотворивший сие" 1844 года. Но разбор этих произведений в следующем посте.
В 1846 Эдгара По постигает два несчастья. Закрывается обанкротившийся «Broadway Journal» и умирает от туберкулёза жена Вирджиния, и до того имевшая весьма слабое здоровье. Тревожное мироощущение писателя демонстрирует появившийся тогда знаменитый "Ворон", в котором преобладают мотивы безысходности. Во многих рассказах По происходят ранние смерти героинь. Начиная с 1847 года разорённый По мечется по всему атлантическому побережью США от Бостона до Ричмонда, пытаясь найти средства и постепенно спиваясь. Творческая деятельность почти прекращается, однако в 1848 году появляется "Эврека", изложившая теорию Большого взрыва (!). Осенью 1849 года наступает улучшение. Писатель собирается жениться и с успехом читает в Ричмонде лекции "О поэтическом принципе". С заработанными деньгами он уезжает из города, но вскоре писателя находят на парковой скамейке в Балтиморе, без денег, в оборванной одежде и без сознания. Неизвестно, был ли он ограблен, или столь гениально описанный им "Бес противоречия" овладел гением, и По подобно своим персонажам ввергся в пучину алкоголизма. Доставленный в госпиталь, 7 октября 1849 года Эдгар По умирает. Он был похоронен на местном кладбище вполне пристойно, на средства друзей, и вот уже 60 лет каждый год в день рождения писателя тайный поклонник Эдгара По кладёт на его могилу три красные розы и початую бутылку коньяка.
На долгое время право публикации произведений По переходит к Руфусу Грисуолду, активно их пропагандирующему (по собственному усмотрению), но одновременно создавшему По репутацию неуравновешенного алкоголика. Только после кончины Грисуолда в 1857 году доброе имя писателя было восстановлено, а произведения опубликованы полностью. Имя По вот уже 100 лет занесено в нью-йоркский Зал Славы, а высшая награда Американской ассоциации детективных писателей носит имя Эдгара По. Творчество По изучено и прокомментировано почти досконально, но до сих пор крайне противоречиво истолковывается, а жизнь его окутана пеленой тайны. Неизвестно, писал ли По свою мистику всерьёз или учинил грандиозный розыгрыш над читателями и последователями, каковых теперь великое множество. Ясно одно - По несомненно был гением, давшим начало столь разным жанрам, как детектив, хоррор, научная фантастика, роман путешествий, психологический роман, литература абсурда. Последователями По оказались столь разные писатели, как Мелвилл, Уайльд, Стивенсон и Достоевский, впервые опубликовавший в России многие произведения По и изучавший его рассказы о психологии преступника - "Чёрного кота" и "Сердце-обличитель". По стал фактически основоположником всей литературы XX века, большинство тенденций которой проистекают из его творчества.
Для нас же небезынтересно то, что Эдгар Аллан По, в отличие от своих последователей, не смешивал в своих рассказах психологию, логику и мистику. Его детективы построены строго на логическом анализе фактов и данных, не оставляя никаких непонятностей в финале и не исследуя моральную сторону и причины преступления, "Чёрный кот" ставит моральные вопросы, ясно показывая событийную канву, пусть и криминальную, а в "Маске красной смерти" не появляется ни Дюпен, ни Легран, чтобы изобличить таинственные и романтические события, совершенно загадочные для читателя.
И наконец, отметим, что первый, по мнению большинства исследователей, детектив - "Убийство на улице Морг", содержит проблему невозможного преступления, точнее, запертой комнаты - впрочем, учитывая эксцентрическую и таинственную натуру По, это неудивительно.
Разбор детективных рассказов в следующем сообщении.
(Edgar Allan Poe)(США, 19 января 1809 года — 7 октября 1849 года) С удивлением обнаружил, что на детективном форуме нет темы об основателе детектива...
Эдгар Аллан По, великий американский поэт и писатель, одна из самых загадочных личностей в истории в общем-то изученной вдоль и поперёк литературы XIX века, основатель многих новых жанров, родился 19 января 1809 в Бостоне, в семье бродячих актёров. Отец его был урождённым американцем ирландского происхождения, а мать - англичанкой. Уже в два года будущий писатель потерял родителей, хотя воспоминания о матери образуют канву некоторых его произведений, где часты смерти молодых героинь. Детей усыновили друзья По, семья богатого коммерсанта Аллана из Ричмонда в штате Вирджиния. Вскоре Аллены уехали в Лондон, где будущий писатель проучился несколько лет в пансионе. Хотя дела у Алленов шли с переменным успехом, приёмным детям они ни в чём не отказывали. По возвращении из Лондона 11-летний Эдгар был отдан в Ричмондский колледж, а в 1826 году поступил в Вирджинский университет.
С детства По был противоречивой личностью - хорошая успеваемость как по литературе и истории, так и по астрономии и физике сочетались в нём с романтической неуравновешенностью. Юный Эдгар ясно декларировал своё превосходство над сверстниками и зачастую подвергал их психологическим опытам, но в то же время участвовал во всех их попойках.
Осенью 1826 года По бросил университет и порвал все отношения с отчимом, не одобрявшим литературные увлечения и долги молодого Эдгара. С отъезда в родной Бостон начались практически вечные скитания По. Под псевдонимом он печатает свой первый сборник стихов "Тамерлан и другие стихотворения", но так и не выпускает его в свет. Первоначально, чтобы не умереть с голоду, молодой автор идёт в армию, но в начале 1829 года делает попытку примирения с отчимом, великодушно простившим его. В конце того же года в Балтиморе переработанный стихотворный сборник «Аль-Аарааф, Тамерлан и малые стихотворения» всё же поступает в продажу, но остаётся совершенно незамеченным, несмотря на одобрение местных критиков. В начале 1830 года по настоянию Аллена По становится курсантом Военной академии Вест-Пойнт (хотя не проходит по возрасту), но уже через год добивается исключения из неё за нарушения устава. Итог - окончательный разрыв с отчимом.
В Нью-Йорке, собрав по подписке деньги с университетских товарищей, По выпускает сборник "Поэмы Эдгара А. По: Второе издание", но туманность и романтичность текстов оттолкнула как друзей, так и покупателей. Вернувшись в Балтимор, По сперва поселяется у тётки Клемм, но потом его следы теряются примерно на два года. В 1832 появляется его первый рассказ - готический "Метценгерштейн", напечатанный в филадельфийском "Saturday Courier". Эта история, несмотря на явный европейский сказочный колорит, во многом автобиографична.
Осенью 1833 голодающий Эдгар По посылает на конкурс лучших рассказов и стихов, объявленный одним из балтиморских еженедельников, несколько рассказов и поэму, выиграв его в обеих номинациях. Тем не менее, получает автор премию только за прозаическую часть - рассказ "Рукопись, найденная в бутылке". Прославившийся автор приглашается в ричмондский журнал «Southern Literary Messenger», подотворно работает, а в 1836 женится на своей двоюродной сестре, 13-летней Вирджинии Клемм. Вирджиния стала для По музой и символом женственности и всего прекрасного в мире. Тем не менее, отношения их оставались чисто платоническими, и детей, соответственно, не имелось. В ричмондский период появляются некоторые миниатюрные шедевры По. Среди них остроумная сатира "Человек, которого изрубили в куски" и несколько пародийных абсурдистских новелл, символические "Лигейя" и "Падение дома Ашэров", "Вильям Вильсон", ставящий проблему раздвоения личности, впоследствии столь блестяще разработанную Стивенсоном, "Чёрт на колокольне", высмеивающий затхлость сельской жизни.
В 1838 По работает над своим единственным романом - "Повестью о приключениях Артура Гордона Пима", незавершённой, крайне спорной и оценённой по достоинству лишь в XX веке. "Повесть" сочетает в себе черты научно-приключенческого романа путешествий (недаром её завершил Жюль Верн), символистского повествования и модернистски-мрачного душевного излияния. Сам По впоследствии, однако, считал её неудачной. Также небезынтересно, что плавание нантакетца Пима по южным морям натолкнуло Мелвилла на идею "Моби Дика", одной из этапных книг мировой литературы.
В 1841 По приглашают в филадельфийский «Burton’s Gentleman’s Magazine», а вскоре - главным редактором на ладан дышащего «Graham’s Magazine». Последний под руководством По превращается в один из популярнейших журналов страны. Тем не менее, через два года владельцы разрывают контракт с По. Он пытается издавать собственный журнал, но не находит средств и переходит внештатным сотрудником в нью-йорский «Broadway Journal». Филадельфийский период можно считать самым счастливым и плодотворным в жизни По. Фантасмагорические "Колодец и маятник", "Маска красной смерти", "Чёрный кот" ставят одновременно проблемы жизни и смерти, а "Чёрный кот" и "Сердце-обличитель" точно исследуют психологию преступника, распад его личности под воздействием страстей. Писателя вообще беспокоят проблемы многогранной личности человека, разрушающего собственную цельность по тем или иным причинам. По, как и его современник и одногодок Гоголь, боится погребения заживо. Помимо научных статей на эту тему, появляются "Разговор с мумией" и "Правда о том, что случилось с мосье Вальдемаром", исследующие жизнь после смерти. В то же время глубокие проникновения в психологию и общий хоррорный настрой не мешают По остроумно вышучивать обстоятельства современной ему жизни, как в "Разговоре с мумией", а также собственные приёмы, как в "Ангеле необъяснимого". По интенсивно работает как критик, протестуя против буржуазно-эпической официальной литературы.
В это же время происходит событие, не замеченное современниками, но весьма важное теперь. В 1841 в «Graham’s Magazine» появляется вроде бы типично фантасмагорический рассказ "Убийство на улице Морг", считающийся ныне первым образцом детективного жанра. За ним трилогию о Дюпене продолжают "Тайна Мари Роже" конца 1842 года и "Похищенное письмо" 1844 года. Помимо этого, в детективное наследие По также можно включить "Золотой жук" 1843 года и "Ты еси муж, сотворивший сие" 1844 года. Но разбор этих произведений в следующем посте.
В 1846 Эдгара По постигает два несчастья. Закрывается обанкротившийся «Broadway Journal» и умирает от туберкулёза жена Вирджиния, и до того имевшая весьма слабое здоровье. Тревожное мироощущение писателя демонстрирует появившийся тогда знаменитый "Ворон", в котором преобладают мотивы безысходности. Во многих рассказах По происходят ранние смерти героинь. Начиная с 1847 года разорённый По мечется по всему атлантическому побережью США от Бостона до Ричмонда, пытаясь найти средства и постепенно спиваясь. Творческая деятельность почти прекращается, однако в 1848 году появляется "Эврека", изложившая теорию Большого взрыва (!). Осенью 1849 года наступает улучшение. Писатель собирается жениться и с успехом читает в Ричмонде лекции "О поэтическом принципе". С заработанными деньгами он уезжает из города, но вскоре писателя находят на парковой скамейке в Балтиморе, без денег, в оборванной одежде и без сознания. Неизвестно, был ли он ограблен, или столь гениально описанный им "Бес противоречия" овладел гением, и По подобно своим персонажам ввергся в пучину алкоголизма. Доставленный в госпиталь, 7 октября 1849 года Эдгар По умирает. Он был похоронен на местном кладбище вполне пристойно, на средства друзей, и вот уже 60 лет каждый год в день рождения писателя тайный поклонник Эдгара По кладёт на его могилу три красные розы и початую бутылку коньяка.
На долгое время право публикации произведений По переходит к Руфусу Грисуолду, активно их пропагандирующему (по собственному усмотрению), но одновременно создавшему По репутацию неуравновешенного алкоголика. Только после кончины Грисуолда в 1857 году доброе имя писателя было восстановлено, а произведения опубликованы полностью. Имя По вот уже 100 лет занесено в нью-йоркский Зал Славы, а высшая награда Американской ассоциации детективных писателей носит имя Эдгара По. Творчество По изучено и прокомментировано почти досконально, но до сих пор крайне противоречиво истолковывается, а жизнь его окутана пеленой тайны. Неизвестно, писал ли По свою мистику всерьёз или учинил грандиозный розыгрыш над читателями и последователями, каковых теперь великое множество. Ясно одно - По несомненно был гением, давшим начало столь разным жанрам, как детектив, хоррор, научная фантастика, роман путешествий, психологический роман, литература абсурда. Последователями По оказались столь разные писатели, как Мелвилл, Уайльд, Стивенсон и Достоевский, впервые опубликовавший в России многие произведения По и изучавший его рассказы о психологии преступника - "Чёрного кота" и "Сердце-обличитель". По стал фактически основоположником всей литературы XX века, большинство тенденций которой проистекают из его творчества.
Для нас же небезынтересно то, что Эдгар Аллан По, в отличие от своих последователей, не смешивал в своих рассказах психологию, логику и мистику. Его детективы построены строго на логическом анализе фактов и данных, не оставляя никаких непонятностей в финале и не исследуя моральную сторону и причины преступления, "Чёрный кот" ставит моральные вопросы, ясно показывая событийную канву, пусть и криминальную, а в "Маске красной смерти" не появляется ни Дюпен, ни Легран, чтобы изобличить таинственные и романтические события, совершенно загадочные для читателя.
И наконец, отметим, что первый, по мнению большинства исследователей, детектив - "Убийство на улице Морг", содержит проблему невозможного преступления, точнее, запертой комнаты - впрочем, учитывая эксцентрическую и таинственную натуру По, это неудивительно.
Разбор детективных рассказов в следующем сообщении.