«Ностальгия» по хорошему детективу.
Добавлено: 20 ноя 2009, 13:54
В связи с некоторыми перипетиями в своей жизни, я очень мало нахожусь дома, и сейчас основную часть времени провожу в южном городе Израиля, Ашдоде. Красивый современный город, находящийся на берегу Средиземного моря. Одной из «достопримечательностей» этого города (в моем понятие) является то, что в городе находится, пожалуй, один из самых крупных книжных магазинов страны, не считая, конечно, магазина в Тель–Авиве.
И вот смотря на эти набитые «детективами» полки, мне хочется выть. «Лекарство от скуки», «The International Bestseller» и разные прочие вestsellerы. Магазины заполнены различными сериями, типа «Классический детектив», произведения в которых имеют отношение к классическому детективу, как я к космосу. У. Смит, М. Гардинер, К. Макфейден, Ч. Паланик и еще целый набор писателей, которых не знают даже на их родине. Другие писатели, после удачных дебютов, и еще нескольких последующих произведений, сошли на нет. Элизабет Джордж, после удачного старта, окончательно перешла на любовный мыльный сериал о взаимоотношениях между Линли и леди Хелен, несчастная Барбара со своей, потерявшей рассудок матерью и т.д. Вэл Макдермид, также взяв удачный старт (особенно мне понравилась «Охота за тенями») окончательно запуталась в рассуждениях о лесбиянстве. Само собой, ее сексуальная ориентация, ее личное дело, но я то хочу читать детектив. Да и за нас, мужиков, обидно . Иэн Рэнкин. Особый случай. Последние его произведения можно использовать как сильно действующее снотворное. По большому счету серия «Лекарство от скуки» превратилась в набор макулатуры, как это грубо не звучит. Жан-Кристоф Гранже. С каким удовольствием я читал его первые переведенные произведения. И что сейчас? То, что я называю «руки и ноги отдельно, а голова попозже, по почте». Жесткие натуралистические описания, которые можно читать, только после бутылки самогонки. Создается такое впечатление, что современные писатели устроили соревнование. Кто больше и лучше сумеет шокировать читателя. И написать произведение большего объема. Уже одного томика, даже на страниц пятьсот, не достаточно. Два тома. Бабки, бабки, бабки. А хороший детектив можно, и даже нужно, писать коротко. Краткость – сестра таланта.
«Без сомнений, усилия, которые тратишь, когда пишешь на машинке или от руки, заставляли меня быть экономней в языке, - автору детективных рассказов это, уверена, особенно необходимо. Читатель не желает, что бы одно и то же ему разжевывали по три-четыре раза. А когда наговариваешь текст на диктофон, возникает искушение сказать и так и эдак, то же самое, но разными словами. Конечно, потом можно все сократить, но это раздражает и нарушает плавное течение мысли. И все-таки человек - создание ленивое, он не станет писать больше, чем необходимо, чтобы выразить свою мысль.
Конечно, существует свой объем для каждого жанра. Я лично думаю, что самый подходящий объем для детектива - пятьдесят тысяч слов. Многие издатели считают, что этого мало. Быть может, и читатель чувствует себя обделенным, получив за свои деньги всего пятьдесят тысяч слов, шестьдесят - семьдесят тысяч его больше бы устроили бы. Но если книга длиннее, то при прочтении возникает желание ее подсократить. Для рассказа в жанре триллера оптимальный объем - двадцать тысяч слов. К сожалению, спрос на рассказы такого объема падает все ниже, авторам за них мало платят, они понимают, что выгоднее писать более длинные вещи, вот и растягивают рассказ в целый роман. Техника короткого рассказа, полагаю, вообще не подходит детективному жанру. Триллеру еще куда ни шло, но детективу - нет.» © Агата Кристи.
Отсюда и «кирпичи». Детектива на пятьдесят страниц, а остальное заполнено рассуждениями о чем угодно, но не имеющими отношение к детективу.
Сколько страниц понадобилось Агате Кристи, что бы написать один из лучших детективов «Десять негритят»? Сколько страниц потребовалось У. Айришу для повести «Окно во двор»? Сколько страниц для «маэстро» Карра для произведения, вошедшего во все списки лучших детективных произведений, «Человек – призрак»?
Есть современные авторы. И не один, два. И достойные. Но их, почему-то не издают. В лучшем случае, одну или несколько книг. Так это случилось с Полем Альтером, Кристофером Фаулером и другими.
Так что, книг много, а читать нечего. Я читать с экрана не люблю. У меня на компьютере есть произведение Лу Камерона «За кроваво-красной дверью». Отличный классический детектив с запертой комнатой. Есть (наконец то решился и купил ноутбук, вернее укороченный ноут с десятидюймовым экраном. Эта удобная и симпатичная игрушка со всем джентльменским набором, со мной «срослась») возможность читать на диване, в поездке и т.д. И все равно. Я должен взять книгу. Именно книгу.
Вот и приходится перечитывать уже порядком подзабытые детективы мастеров жанра или ждать очередную новинку "своих" немногочисленных современных авторов. Хотя и некоторые из них тоже начинают писать больше для денег, чем для читателя. Увы.
И вот смотря на эти набитые «детективами» полки, мне хочется выть. «Лекарство от скуки», «The International Bestseller» и разные прочие вestsellerы. Магазины заполнены различными сериями, типа «Классический детектив», произведения в которых имеют отношение к классическому детективу, как я к космосу. У. Смит, М. Гардинер, К. Макфейден, Ч. Паланик и еще целый набор писателей, которых не знают даже на их родине. Другие писатели, после удачных дебютов, и еще нескольких последующих произведений, сошли на нет. Элизабет Джордж, после удачного старта, окончательно перешла на любовный мыльный сериал о взаимоотношениях между Линли и леди Хелен, несчастная Барбара со своей, потерявшей рассудок матерью и т.д. Вэл Макдермид, также взяв удачный старт (особенно мне понравилась «Охота за тенями») окончательно запуталась в рассуждениях о лесбиянстве. Само собой, ее сексуальная ориентация, ее личное дело, но я то хочу читать детектив. Да и за нас, мужиков, обидно . Иэн Рэнкин. Особый случай. Последние его произведения можно использовать как сильно действующее снотворное. По большому счету серия «Лекарство от скуки» превратилась в набор макулатуры, как это грубо не звучит. Жан-Кристоф Гранже. С каким удовольствием я читал его первые переведенные произведения. И что сейчас? То, что я называю «руки и ноги отдельно, а голова попозже, по почте». Жесткие натуралистические описания, которые можно читать, только после бутылки самогонки. Создается такое впечатление, что современные писатели устроили соревнование. Кто больше и лучше сумеет шокировать читателя. И написать произведение большего объема. Уже одного томика, даже на страниц пятьсот, не достаточно. Два тома. Бабки, бабки, бабки. А хороший детектив можно, и даже нужно, писать коротко. Краткость – сестра таланта.
«Без сомнений, усилия, которые тратишь, когда пишешь на машинке или от руки, заставляли меня быть экономней в языке, - автору детективных рассказов это, уверена, особенно необходимо. Читатель не желает, что бы одно и то же ему разжевывали по три-четыре раза. А когда наговариваешь текст на диктофон, возникает искушение сказать и так и эдак, то же самое, но разными словами. Конечно, потом можно все сократить, но это раздражает и нарушает плавное течение мысли. И все-таки человек - создание ленивое, он не станет писать больше, чем необходимо, чтобы выразить свою мысль.
Конечно, существует свой объем для каждого жанра. Я лично думаю, что самый подходящий объем для детектива - пятьдесят тысяч слов. Многие издатели считают, что этого мало. Быть может, и читатель чувствует себя обделенным, получив за свои деньги всего пятьдесят тысяч слов, шестьдесят - семьдесят тысяч его больше бы устроили бы. Но если книга длиннее, то при прочтении возникает желание ее подсократить. Для рассказа в жанре триллера оптимальный объем - двадцать тысяч слов. К сожалению, спрос на рассказы такого объема падает все ниже, авторам за них мало платят, они понимают, что выгоднее писать более длинные вещи, вот и растягивают рассказ в целый роман. Техника короткого рассказа, полагаю, вообще не подходит детективному жанру. Триллеру еще куда ни шло, но детективу - нет.» © Агата Кристи.
Отсюда и «кирпичи». Детектива на пятьдесят страниц, а остальное заполнено рассуждениями о чем угодно, но не имеющими отношение к детективу.
Сколько страниц понадобилось Агате Кристи, что бы написать один из лучших детективов «Десять негритят»? Сколько страниц потребовалось У. Айришу для повести «Окно во двор»? Сколько страниц для «маэстро» Карра для произведения, вошедшего во все списки лучших детективных произведений, «Человек – призрак»?
Есть современные авторы. И не один, два. И достойные. Но их, почему-то не издают. В лучшем случае, одну или несколько книг. Так это случилось с Полем Альтером, Кристофером Фаулером и другими.
Так что, книг много, а читать нечего. Я читать с экрана не люблю. У меня на компьютере есть произведение Лу Камерона «За кроваво-красной дверью». Отличный классический детектив с запертой комнатой. Есть (наконец то решился и купил ноутбук, вернее укороченный ноут с десятидюймовым экраном. Эта удобная и симпатичная игрушка со всем джентльменским набором, со мной «срослась») возможность читать на диване, в поездке и т.д. И все равно. Я должен взять книгу. Именно книгу.
Вот и приходится перечитывать уже порядком подзабытые детективы мастеров жанра или ждать очередную новинку "своих" немногочисленных современных авторов. Хотя и некоторые из них тоже начинают писать больше для денег, чем для читателя. Увы.