Страница 1 из 1

Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 21 сен 2009, 22:37
Автор Доктор Фелл
Мы уже проводили на старом форуме голосования «лучший автор», «лучший герой». Все-таки это трудно сделать. Они очень, как бы это подобрать слово, «личностные». Как то в одном из разговоров с ehwas в аське, насколько помню о произведение Д.Д. Карра «Темная сторона луны» мною была брошена фраза. Очень интересный в этом произведение мотив преступления. На что она ответила, - мотив, правдоподобный, не высосанный с пальца, это один из самых сложных вопросов, которые решает для себя автор, берясь за очередную книгу.

Итак. Тема обсуждения и возможно потом, голосования. Какой мотив преступления Вам больше всего понравился среди прочитанных произведений? Само собой, в данном обсуждении очень возможна спойлерная часть. Поэтому аккуратно. На всякий случай напоминаю, что на форуме есть «Специальный раздел», который Вы не видите, потому что не получили туда доступ.

Пока даже не представляю, как обсуждать эту тему обходя спойлеры, но думаю что все-таки возможно. Как говорил товарищ Берия, попытка не пытка. Особенно учитывая что «все ходят бледные, зевают» © А. Райкин.

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 22 сен 2009, 08:59
Автор Роджер Шерингэм
Off topic:
Осталось только провести голосование по любимому способу убийства. Отравление, утопление, и т. п. :crazy:

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 22 сен 2009, 09:07
Автор Доктор Фелл
Off topic:
:rofl: И это будет. Юморист. Голосование на тему как прибить Роджера Шерингэма.

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 22 сен 2009, 10:55
Автор Роджер Шерингэм
Off topic:
Э-э... Меня прибьёте, кто статью про Беркли допишет? :shock:

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 22 сен 2009, 11:50
Автор Доктор Фелл
Off topic:
:rofl: А она вообще допишется когда то?

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 22 сен 2009, 12:55
Автор Роджер Шерингэм
Off topic:
Знаю же - как допишу - прибьют как ненужного :eek:

Хотя, уже почти готова... :) Осталось только немного биографии дописать. К выходным будет.

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 22 сен 2009, 13:02
Автор Доктор Фелл
Off topic:
[
Роджер Шерингэм писал(а):Знаю же - как допишу - прибьют как ненужного


Не-а. Невыгодно))) Как знающего английский язык, поручу что то еще :crazy:

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 22 сен 2009, 13:52
Автор Роджер Шерингэм
Off topic:
Да я его не знаю. Только данке и мерси :rofl:

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 23 сен 2009, 07:40
Автор Ehwaz
Руки прочь от Роджера Шерингэма!
Вопрос на самом деле интереснейший.
Деньги? Ревность? Боязнь разоблачения?
Это было сотни раз.
Навскидку я вспоминаю "Чисто английское убийство" - вот тут уж точно не спойлер. потому что трудно представить человека. который бы не смотрел фильм. Вот там - мотив оригинальный.
Пошла вспоминать дальше.

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 23 сен 2009, 08:04
Автор Доктор Фелл
Ehwaz
Само собой вопрос интересный. Вот только трудно представить как его обсуждать без спойлера, да и не спешат что-то очень все это делать.

Вспомни, как у нас начался этот разговор. Я прочел и написал анонс-рецензию для произведения ДДК "Темная сторона Луны". Как всегда дал его тебе, что бы подредактировать. Вот тогда то и заметил, что в этом произведение очень удачно найден именно мотив преступления.

Off topic:
*задумчиво* Что это так много защитников у РШ. :crazy:

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 23 сен 2009, 09:30
Автор Ehwaz
Доктор Фелл писал(а):от только трудно представить как его обсуждать без спойлера,


Например: вот к неком произведении мотивом служило то, что..... А название если кто хочет узнать - в личку. :)
А насчет "не торопятся" - так у нас здесь вообще народ неторопливый. :)


Доктор Фелл писал(а): Вот тогда то и заметил, что в этом произведение очень удачно найден именно мотив преступления.

А в личку - в личку - можно мне напомнить?

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 23 сен 2009, 10:02
Автор Роджер Шерингэм
Полное собрание рассказов Честертона прочитайте, там такие мотивы! :good: И альтруизм, и желание самоутвердиться, и несколько мотивов, соединённых в одном...

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 23 авг 2013, 09:17
Автор Шурик
Эх, не понимаю, как можно обсуждать без спойлеров... И не понимаю, как со спойлерами… Ну, в одном романе Кристи очень много убийств совершено вообще "просто так". Думаю, все знают, в каком именно, но всё равно я уточнять не буду. :crazy:

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 23 авг 2013, 10:11
Автор Джин Грей
Шурик писал(а):Думаю, все знают,

не все :oops:

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 23 авг 2013, 12:43
Автор Шурик
Ладно, пишу спойлер.
Спойлер:
"Убийства по алфавиту". Извините, не точно сказал - это было не просто так, но ведь вместо мисс Ашер и мисс Барнард преступник мог убить любых других людей, главное, чтобы их фамилии были на "А" и на "Б". Весь смысл был в третьем убийстве, где, как известно, он убил своего брата из-за наследства. А четвёртое убийство - там он вообще зарезал первого попавшегося. Но мотивы действительно оригинальны.

ПС Не ясно выразился в первый раз, повторяюсь, без спойлеров невозможно.

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 25 авг 2013, 03:01
Автор Iris
Ну, Родион наш Раскольников не оставил конкурентам даже шанса. :crazy:
А если серьезно, вопрос оказался для меня сложнее, чем я предполагала.

"Цветы сатаны" Альтера, "К нулю" Кристи, "Загадай число" Вердона...
Спойлер:
Сюда же Родион наш Раскольников. Мотивы в этом ряду интересные и поначалу кажутся очень разными. Однако следует ли считать каждое преступное намерение, возникшее вследствие расстройства психики, самостоятельным мотивом? Или же нужно признать, что во всех перечисленных случаях мотив общий - психическое отклонение убийцы?

За мотив легко принять промежуточное звено в схеме реализации мотива. Здесь уже называли и "Чисто английское убийство", и "один роман Кристи".
Спойлер:
А ведь мотивы как таковые (если опустить звенья, ведущие к достижению конечной цели) в этих книгах, имхо, вполне заурядные: карьера мужа и наследство соответственно.

Мотив может показаться мне интересным, но не понравиться. И наоборот.

В общем, когда я учла все эти тонкости, вариантов у меня осталось совсем мало.
Итак. Интересные мотивы - в романах "Смерть на Ниле" и - особенно! - "Слоны помнят все". А понравился мне мотив в "Нелепом домишке".
В общем, навскидку вспоминалась только Кристи. Вот проснется то ли память, то ли совесть, буду перебирать книги всех прочих авторов.

Re: Мотив преступления

СообщениеДобавлено: 11 ноя 2017, 02:17
Автор Роджер Шерингэм
Тема создана много раньше, чем на нашем форуме появился великолепный рассказ Рональда Нокса "Мотив", который, пожалуй, превзойти сложно. Он и привёл меня сюда вновь.
Iris абсолютно права в том, что
Iris писал(а):За мотив легко принять промежуточное звено в схеме реализации мотива.

Думаю, что большинство мотивов в глубине всё-таки сводимы к деньгам или любовной страсти (будь то ревность или устранение мешающего осуществлению страсти персонажа). Ещё два базовых мотива, к которым может свестись дело, это страх (в первую очередь, он может влечь устранение шантажиста, а также иного лица, которое может принести разоблачение; но возможны и вариации) и месть. Причины для мести могут быть чрезвычайно неожиданными и изощрёнными.
Поминал тут Честертона, у которого полно витиеватых мотивов, но даже наиболее необычные честертоновские мотивы в тех случаях, когда действительно произошло убийство, сводятся к идейной ненависти по каким-то причинам (кстати, случай помянутого Родиона Романовича). Ни к одному из пяти выделенных мной случаев не сводимо разве что "Проклятие золотого креста", не лучший, имхо, рассказ. Порой Честертон находит совершенно замечательные мотивы для иных действий своих персонажей, но в тех рассказах, где преступления не происходит, а просто присутствуют какие-то странные действия, которые могут создавать иллюзию преступления.
Могу ошибаться, но, кажется, этими мотивами (деньги, любовь, страх, месть, изредка идея) базовый спектр классического детектива почти исчерпывается.
Маньяк в чистом виде или просто сумасшедший для классического детектива все-таки не типичен. То же самое относится к деятельности профессиональных преступников. Очевидно, следует упомянуть также о вариантах, когда мотива быть не может - случайном либо совершённом в состоянии аффекта убийстве, а также принятом за убийство самоубийстве / несчастном случае. Плюс, разумеется, убийства, совершённые для отвода глаз, чтобы замаскировать главное преступление (но это как раз "промежуточное звено").
Нокс же умудрился найти нечто совершенно новое.

Соглашусь с предложенным Iris "Слоны умеют помнить", мотив там оригинален. С "Чисто английским убийством" не соглашусь. В глубине, несмотря на всю заковыристость, мотив там прост и зауряден, но всё равно не укладывается в предложенную выше типологию. Поэтому оно для меня всё-таки одна из лучших книг по мотиву.
Не соглашусь и со "Смертью на Ниле" и "Кривым домишкой", там с мотивом всё как раз банально. В "Часе Ноль" мотив тоже банален, но там необычно расставлены акценты.
Спойлер:
В первом - исключительно деньги убитой миллионерши, на это изначально рассчитан весь план. Во втором, как мне кажется, месть, пусть и по довольно нелепым причинам. В третьем - тоже месть, только не жертве, а главной подозреваемой.


Мне хотелось бы упомянуть также одну замечательную находку Сименона, которую он, к сожалению, очень-очень бестолково реализовал, умудрившись сделать спойлер в названии (!) собственного рассказа (!!) и вообще построив всё "задом наперёд и совсем наоборот", как говаривал Твидлдум. Поскольку рассказ, очень слабый, не называю, то пишу открытым текстом, как эту находку можно было бы использовать в разы лучше (далее - абстрактный сюжет моего авторства; в самом рассказе Сименона такой реализации вовсе нет, только намёк на неё).
Человек, чья виновность очевидна по другим признакам, совершает совершенно необъяснимое убийство, к которому невозможно подобрать рациональный мотив. Действительная причина в том, что ранее он совершил вполне рациональное убийство в соседней стране и сбежал оттуда, но боится разоблачения и экстрадиции, которая ему уже не грозит в том случае, если его будут судить в этой стране за совершённое в ней второе убийство. Разница в законодательстве двух стран ведёт к тому, что за первое убийство ему грозит гораздо более серьёзное наказание, чем за второе. В случае Сименона это, разумеется, Франция, где на тот момент ещё осталась смертная казнь, и одна из соседних стран, где её уже отменили. Если же переносить действие в современность, то посложнее, поскольку сейчас страны, где смертной казни нет, по конвенции в принципе не выдают человека туда, где его за это преступление могут казнить (только под официальное обязательство, что его в виде исключения не казнят, а просто посадят). Но сыграть можно, например, на разнице тюремных сроков. Во втором случае, учитывая нелогичность убийства, срок получится ниже.
Это, конечно, тоже мотив страха, но любопытно повёрнутый. Может быть, кому-нибудь пригодится :)